Пассажиры присели на дорожку. Железную: ситуация в Чувашии

Чебоксары, 18 июня 2012, 23:29 — REGNUM  Пассажирский бунт в Чебоксарах, когда дачники, не сумевшие сесть в пригородный поезд, уселись на рельсах, стал предметом обсуждения на планёрке правительства Чувашии, которую сегодня, 18 июня, провёл премьер Иван Моторин. На совещание был приглашён Иван Белов, руководитель ОАО "Содружество", осуществляющее пригородные пассажирские перевозки в Чувашии, которое накануне выходных, в минувшую пятницу 15 июня, подало один вагон вместо двух. В результате около 40 человек остались на перроне и блокировали движение электрички на полчаса. После переговоров дачников увезли на свои участки на автобусе, сняв его с другого маршрута. ИА REGNUM публикует стенограмму совещания в сокращении и комментарии к нему.

Председатель Кабинета Министров Чувашии Иван Моторин:

В пятницу вечером произошёл инцидент, когда люди, к сожалению, остались на вокзале, а в дальнейшем вышли на рельсы и продемонстрировали несогласие с тем, что происходит по пригородным перевозкам. Когда вставал вопрос об оптимизации транспортного движения, в первую очередь, ставилась задача, что будет достаточная составность вагонов, и люди смогут доехать до пункта назначения. Возмутительно то, что продолжалась продажа билетов и возмущения граждан обоснованны: куплен билет, а человек не может попасть в вагон. То есть, работники РЖД продемонстрировали коммерческую жилку, предоставив один вагон, а продав билетов на два вагона. В конечном счёте, пришлось Чувашавтотрансу предпринимать все меры для того, чтобы жители смогли доехать до пункта назначения.

Понятно, идёт дискуссия об оплате, сколько мы должны РЖД, как должны платить, чьи это затраты, данный вопрос будет решаться в рамках уточнения бюджета. Есть корректировки, мы эту работу вести будем. Но ставить здесь заложниками жителей, пассажиров - недопустимо. Мы детально с руководством "Содружества" данный вопрос обсуждали. У нас в соглашении с вами записано: минимальная составность - два вагона. Предоставлен был один вагон. Я вот прошу дать оценку.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Михаил Янковский:

15 июня произошла задержка отправки поезда вечернего "Чебоксары-Канаш" по причине недопоставки вагона поездного состава. Это явилось отступлением от принятых соглашений, где прописано, что на этом направлении будет осуществляться поставка из двух вагонов. До настоящего времени сбоев не было. Но 12 июня вечером был подан один вагон, что вызвало недовольство жителей. 15 июня вечером был также подан один вагон, и мы в экстренном порядке вынуждены были принимать меры по отправке людей автомобильным транспортом. Незамедлительно поставили в известность руководство "Содружества" о недопущении подобных фактов. На следующий день была поставка уже двух вагонов, люди спокойно разместились, уехали по расписанию. И вчера поставка была уже трёх вагонов. Есть момент, который не отработан - продажа билетов. Здесь нужно будет еще разобраться, так как продажа должна осуществляться в соответствии с количеством поставленных вагонов.

Директор ОАО "Содружество" Иван Белов:

Я приехал по вашему приглашению, я тоже озабочен состоянием дел по компенсации пригородных перевозок. Да, мы с вами в апреле говорили, что 94 млн рублей надо компенсировать. Сегодня коллегам хочу сказать, что это государевая компания, тут ни одного частного капитала нет, ни копейки. Все это государственные акции, и я такой же государственный человек, как и вы.

Иван Моторин:

Иван Алексеевич, вы прекрасно знаете, что в ходе уточнения бюджета данные вопросы будут решаться. Ориентировочно рассмотрение Госсоветом - 20 июля. Это не частные деньги, а деньги бюджета. И если их нет в бюджете, то их никто - ни министр транспорта, ни министр финансов дать сиюминутно не может. Мы работу ведем, заявка находится в Минфине на рассмотрении. И мы вопрос будем закрывать в рамках бюджетного процесса.

Иван Белов:

Мы тут же дали задание, что в простые дни будем ходить по два вагона, а в праздничные дни - по три вагона. Что даже выше той планки, которую ставили с вами, подписывая маршрутную сеть. Конечно, эти четыре дня - они дали определенный заряд для наших мозгов, чтобы мы правильно их включали. С людьми нельзя так, это социальная напряжённость, предупреждали, что может быть такое. И я категорически против таких подходов с нашей стороны, категорически против. Но мы с вами подписали договор: есть статья 5.1, которая мне даёт право, я подчеркиваю, оптимизировать составность с учётом экономической необходимости. Я хочу, чтобы этот инцидент ушел раз и навсегда из наших с вами отношений.

Иван Моторин:

Вопросы есть к Ивану Алексеевичу?

Спикер Госсовета Чувашии Юрий Попов:

У меня есть. Конечно, Иван Алексеевич сказал, мы - государственные люди. А пассажиры виноваты разве? Почему они страдают? Наверное, вопросы надо решать здесь в кабинете, а не там, на железной дороге. Со стороны парламента будут сделаны выводы, и направлена сегодня же комиссия, чтобы разобрались. Это же издевательство над народом.

Иван Белов:

Я полностью разделяю. Мы не должны оставить крайним наш народ.

Глава МВД по Чувашии Сергей Семенов:

Волнения начались в конце мая. Люди и тогда уже не все входили в вагон, только не доходило до перекрытия магистралей. Естественно, мы отреагировали на нарушение: возбуждено административное производство. Но, к сожалению, мы констатируем, что население, а это в основном пенсионеры, оказались поставлены в обстоятельства, когда они были вынуждены нарушить закон. С учётом этого будет расследоваться административное производство, и это прерогатива судебная - вынесение решения. Поезд задержали на 35 минут. Как ни прискорбно, закон оказался нарушен.

Иван Моторин:

Спасибо. Я надеюсь, все участники сделают вывод. Михаил Вячеславович, это ваша зона ответственности. А в рабочем порядке совместно с "Содружеством" вопрос надо снимать. Требуется подписать допсоглашение - давайте подпишем. Увеличить составность - давайте будем говорить об увеличении. Хотя по той информации, которая есть, ведется мониторинг - три вагона закрывают всю потребность.

Это искусственно создается давление, в том числе - и на правительство, оно связано с финансовыми расчётами. Фарида Халиковна (Муратова - заместитель министра финансов), давайте всё-таки совместно с Минтрансом рассмотрим реальные возможности и в рамках соглашения определимся по затратам: есть ряд затрат, по которым у нас есть вопросы к РЖД, в том числе - по компенсации почти 80% от себестоимости. По ним нужно смотреть, переговоры ведём сейчас с федеральными органами власти. Пока - безрезультатно. Но тот объём мы должны с вами рассмотреть.

...Вот такой корректный, но довольно жёсткий разговор произошел в Кабинете Министров Чувашии по поводу задержки электрички. Из стенограммы многое непонятно. Требуются разъяснения. Да и в целом такие вопросы лучше решать с максимальным привлечением внимания рядовых граждан. Потому что они, эти вопросы, решаются за их счёт.

Вот цитата: "Может быть, вы не заметили, но с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком вообще. Теперь этим неблагодарным делом занимаются десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49 процентов акций, а 51 процент - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (читай, местные власти) способны оплатить. Сбылась мечта монополиста: больше не надо думать, как грамотно бороться с зайцами, и вообще - чрезмерно напрягать управленческую мысль. Отношения между регионалами и железнодорожниками теперь такие же, как между шофером и заказчиком на автобазе. Хочешь ехать - плати. Нет денег - иди пешком и как можно дальше". (Цитата из статьи звезды российской публицистики Дмитрия Соколова-Митрича http://www.vz.ru/columns/2012/6/17/584128.html)".

Таким образом, есть конфликтная ситуация, и она развивается по типовой для многих регионов России схеме: 1. Полтора года назад крупнейший в стране монополист, РЖД, затеял реформу.

2. Железнодорожники спихнули регионам вроде бы не очень дорогой прежде сервис, но (вот - секрет фокуса, пуанта!) заломили за него чудовищную цену. Практически, обслуживание одного пассажира на некоторых трассах требует дотацию из регионального бюджета на сумму от нескольких сот тысяч до миллиона рублей в год!

3.Регионы, особенно не очень богатые, естественно, не хотят сходу платить такие невероятные деньги за перевоз порой нескольких десятков пассажиров. Специалисты подозревают, что требуемые суммы сильно завышены. Но вот так взять и разом отказаться - не решаются. Ни в одном регионе, в том числе - и в Чувашии. Потому что это сразу же повлечёт за собой массу социальных конфликтов с населением, за десятки лет привыкшим к столь дешёвым для них электричкам. В ажурной реформенной комбинации необходимо учесть одно маленькое, но веское обстоятельство: 2011 год оказался годом выборов в российский парламент, потому конфликты с потенциальными избирателями были практически немыслимы. А несколько первых месяцев 2012 года шла подготовка к ещё более важным выборам - президента России. Здесь уже ссориться с избирателями было вообще невозможно.

4. Не желая идти на конфликты с дачниками, но не имея денег на такие огромные дотации, региональные правительства, скрипя зубами, стали постепенно снижать количество вагонов для перевозки пассажиров.

5. Железнодорожникам экономия на их деньгах, разумеется, не понравилась. И они кое-где продемонстрировали региональным властям, что шутить с ними категорически не следует.

Как следует из процитированной выше статьи Соколова-Митрича, серьёзный инцидент случился в Самарской области. Сотня доведённых до отчаяния пассажиров электрички Самара - Жигулевск на час перекрыла движение на магистрали в районе станции Пятилетка (вместо 10-вагонного состава там теперь работает четырёхвагонный, и он не всегда способен вместить всех пассажиров...) Сотрудники транспортной полиции вызвали ОМОН. Произошёл скандал! Железнодорожники - извиняются, мол, недосмотрели; региональное правительство - отдувается.

В Чувашии тоже скандал организовался как по нотам.

Совершенно случайно железнодорожники продали дачникам билеты на два вагона, а подали - только один. Случайно забыли позвонить, сообщить заранее, ведь у всех есть мобильные телефоны. Но тогда, вероятно, фокус мог бы и не получиться. А так - всё тип-топ. Дачники разнервничались, стали кричать, махать руками и в довершение всего - сели на рельсы и более чем на полчаса задержали движение. Об этом тут же (ещё одна удивительная случайность!) сообщили СМИ, популярные сетевые блогеры, и инцидент сразу же приобрёл другое измерение. Подтекст публикаций: прежде было хорошо, а теперь - совсем даже не хорошо. Раньше были смирные пассажиры, а теперь - решились отстаивать права, такие молодцы!

Блогеры правильно пишут, что во времена Брежнева или Николая Второго таких проблем с дачниками не было. Тридцать лет назад люди чаще летали на самолётах и плавали на "Метеорах". Правда, надо бы по-честному добавить, что в те времена люди не имели такого количества дач и личных автомобилей, как сейчас. Если в восьмидесятые годы прошлого века один личный автомобиль приходился на триста семей, то теперь каждая третья-четвертая семья имеет свой автомобильный транспорт. Не было автомобильных пробок на дорогах - это уже "вина Путина".

Да, при коммунистах горожане бесплатно получали комфортное жильё и дачные участки. Но следует добавить, что в значительной степени это делалось за счёт сверхэксплуатации сельского населения, которое бесплатных квартир не получало. Делалось за счёт огромного диспаритета цен на городскую и сельскую продукцию. Россия входит в мировой финансовый кризис. Эксперты предупреждают: он будет намного сложнее, жёстче, чем кризис 2008 года и даже чем кризис 1998 года. В первую очередь, ударит по регионам, не имеющим собственной нефти, газа, других ресурсов - по дотационным субъектам федерации, таким, как Чувашия. Придется привычно затянуть пояса. Считать каждую общественную копейку. Соблюдать правила, порядок.

Вопрос упирается в бюджетные деньги общества Чувашской Республики. И не мешает прямо спросить у общества Чувашии: а согласно ли оно пойти на поставленные условия? Давайте посчитаем.

Чтобы решить вопрос по дачникам, которые легли на рельсы, бюджет Чувашии сейчас должен заплатить транспортникам соседнего региона, 94 млн рублей. И потом тоже платить такие же суммы. Речь, уточним, идёт о 40 дачниках, которые "не уместились в вагоне". Несложная арифметика показывает, что это будет стоить примерно 2,5 млн рублей, безвозмездно подаренных каждому дачнику. На эти деньги каждому дачнику, не влезшему в вагон, можно купить и бесплатно подарить семь автомобилей среднего представительского класса.

Правда, в семьях многих дачников уже есть личные автомобили. Они могли бы позвонить детям, внукам и попросить приехать, забрать их. Но им дешевле ездить на электричке. Они так привыкли. Им дешевле сесть на рельсы и поломать весь график движения электропоездов. Им - дешевле. А бюджету Чувашской Республики? Надо бы поинтересоваться у сельчан, никогда не получавших бесплатного жилья, не имеющих дач, личных автомобилей: а согласны ли вы за счёт ваших налогов купить этим канашским дачникам и подарить им бесплатно по семь автомобилей каждому?

Система социальной поддержки должна существовать. Если заслуженный ветеран не имеет детей, средств и дача для него - единственный способ решить собственную продовольственную проблему - такому необходимо выдавать льготный проездной, доплаченный за счёт республиканского бюджета. Ну, а прочие должны покупать билеты по себестоимости. Ведь далеко не все дачники являются нуждающимися.

Да, Россия начинает входить в мировой кризис. Не исключено, повысится безработица, возрастут цены, уменьшится уровень доходов, многие предприниматели будут вынуждены продать свои бизнесы. Но кризис может раздавить, а может и сделать сильнее, как любое суровое испытание.

Строго соблюдая общественный порядок, действуя рациональнее, внимательнее, считая каждую бюджетную копейку, Россия, а вместе с нею и Чувашия, сумеют преодолеть кризис и выйти из него с более сбалансированной экономикой, с более рациональной системой социального устройства.

При росте инфляции в наиболее выгодном положении оказываются монополисты. Как правило, они не стесняются использовать проблемные моменты для взвинчивания цен, работая по принципу "чем хуже - тем лучше". Иногда откровенно провоцируют разного рода ЧП. Альтернатива, которую они выдвигают, по сути, всегда является шантажом: либо повышение цены за предоставляемый сервис, либо - скандал с политическими последствиями. Причём монополисты, почувствовав раз, что им идут навстречу, не удовлетворяются разовыми повышениями цен, они входят во вкус и начинают планировать рост тарифов.

Единственный способ ограничить их растущие аппетиты - создать конкуренцию. Так, в Чебоксарах в конце 90-х - начале 2000-х монополия городских транспортников, постоянно взвинчивающих цены, была пресечена созданием сервиса частных маршрутных такси. Для перевозки дачников необходимо привлечь альтернативные виды транспорта: маршрутки, рельсовые автобусы. Использовать систему льготных проездных билетов для особо нуждающихся ветеранов. Вовлекать предпринимателей в решение проблемы.

Сейчас система социального спонсорства не работает. Одни коллекционируют бриллианты, другие голодают, системы перераспределения доходов за счёт развития спонсорства, филантропии, меценатства, имеющейся во многих цивилизованных странах, в Чувашии нет. Расходы, которые можно было бы решить с помощью благотворительной акции предпринимателей, перекладываются на бюджет и плечи налогоплательщиков. Конфликт с "посиделками на рельсах" можно использовать как повод для создания в республике системы социальной взаимопомощи, которая могла бы разгрузить бюджет, помочь малоимущим ветеранам, детям-сиротам, начинающим спортсменам, талантливым студентам, представителям высокого искусства.

При усилении кризисных явлений в экономике нужно быть готовым к тому, что число подобных конфликтов будет расти. В 90-е годы правительство России, столкнувшись с дефицитом федерального бюджета, многие социальные выплаты сбросило на регионы: выплату детских пособий, оплату льготных проездных для ветеранов...Правда, у регионов тоже не было денег, и весь шквал критики пришелся на руководителей субъектов федерации.

Ситуация повторяется. Как будет развиваться конфликтная ситуация? Вероятно, правы те, кто считает: не мешает подключить специалистов к подробному выяснению вопроса, насколько обоснованы претензии железнодорожников на 94 млн рублей, подтверждены ли документально расходы компании "Содружество"? Следует произвести экспертную оценку затрат. Цифра - несуразная, и не исключено, явно завышена.

Вот цитата из текста (http://www.rg.ru/2012/05/28/reg-pfo/prigorod.html) об аналогичной ситуации, произошедшей в Пензе: "Действующие тарифы утверждаются, исходя из предоставленных перевозчиком расчетов, - пояснил зампред правительства Пензенской области, начальник управления промышленности, транспорта и энергетики Юрий Быков. - Анализ затрат Башкортостанской ППК показал, что лишь 19,5 процентов от общего объема составляют собственные расходы компании, которые документально подтверждены. Остальные затраты на аренду, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава осуществляются по договору с ОАО "РЖД". При этом есть пригородные пассажирские компании, которым эти услуги обходятся значительно дешевле".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.