Любопытная ситуация складывается в экономике Армении - при немалом росте экономики наблюдается рекордно низкий уровень инфляции. Так, согласно Центральному банку республики, в январе-апреле 2012 года индекс экономической активности в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составил 7,2%, а годовая инфляция в мае составила всего 0,5%. Рост экономики, как в развивающейся стране, а инфляция, как в развитой!

Стимуляторами экономической активности стали промышленность и сфера услуг, а тормозило его капитальное строительство. Несильно активно начало сезон и село, которое в плюсе всего на 1,1%. Особой динамики нет и по торговле. В целом в Центробанке считают, что расходы населения республики сохраняют минимальные риски для инфляции. То есть, население при росте экономики, доходов, внешних частных трансфертов и при низких ценах предпочитает не тратить деньги? Разве что немного увеличило траты на услуги и то за счет относительно суровой зимы (расходы на отопление). Это противоречит финансово-экономическим канонам, механизмам рынка.

Может быть причины сугубо финансовые. Ничего нового в финансовой сфере нет. Правительство, по его утверждению, продолжает осуществлять сдерживающую расходную и расширительную доходную политику госбюджета, которая не влияет (опять же по ее утверждению) на инфляцию. Ставка рефинансирования остается на прежнем уровне - 8%. Продолжают расти валютные потоки от опережающего рост импорта роста экспорта и частных трансфертов. За исключением сферы строительства и сдержанных расходах госбюджета мы имеем все необходимые для инфляции, по выражению финансистов, риски. При прочих равных условиях до кризиса 2008-2009 гг. экономика Армении имела инфляцию до 10%.

Таким образом, в настоящем отличия тенденций в финансово-экономической системе Армении от докризисного периода заключаются в следующем: стагнация сферы капстроительства, сокращение роста экономики в 2-3 раза, опережающий рост экспорта, девальвация национальной валюты по отношению к американскому доллару, рекордно низкая инфляция и рост расходов на обслуживание государственного долга.

Наметившейся в мае тенденцией, которая пока не повлияла на официальную статистику, является относительно резкая девальвация национальной валюты по отношению к американскому доллару, что, конечно же, является общемировым трендом. С 1 мая по 18 июня доллар в отношении нацвалюты Армении подорожал на 5,7%. Это, естественно, привело к росту стоимости импорта, который осуществляется в основном посредством американской валюты. Правда до прилавков и тем более до статистики последствия этого тренда доходят только сейчас. По итогам первого полугодия и первых семи месяцев показатель инфляции перейдет в целые значения.

Рост стоимости американской валюты привел к такому нежелательному для ЦБ тренду, как увеличение долларизации экономики, в связи с чем банкиры теряют контроль над финансовым рынком. Правда, в годовом разрезе тренд пока что в пользу национальной валюты, но по итогам полугодия увеличение долларовой массы опередит рост драмовой. В любом случае, сохранять такую высокую стоимость денег (8%) при такой низкой инфляции (0,5%), которая, кстати, не укладывается в целевой показатель (4%+/-1,5%), неправомерно. Подорожавший на 5,7% импорт содержит в себе инфляционные риски в размере не более 2%. И ссылка на эту тенденцию, которой ЦБ мотивирует сохранение ставки рефинансирования, неправомерна. Тем более, когда Всемирный банк снижает прогноз экономического роста страны при том, что никаких внешних рисков для этого у Армении не прибавилось. Самое время снизить стоимость денег и простимулировать экономику и потребление.

Хотя, необходимо в очередной раз отметить, что в случае Армении государство имеет ограниченное влияние на финансово-экономическую ситуацию в стране, поскольку, в силу долларизации внутренней системы и ограниченного рынка, основные тенденции обусловлены мировыми трендами.

Рубен Грдзелян