Карен Сафарян: Признание проблемы - половина успеха: о рельности создания ромбообразного общества в Азербайджане.

Ереван, 15 июня 2012, 14:24 — REGNUM  В статье "Политика азербайджанского государства направлена на создание ромбообразного общества" опубликованной ИА REGNUM, ее автор Ризван Гусейнов попытался свести на нет выводы, сделанные нами в статье "Экономика Азербайджана: мифы и реальность".

В частности Ризван Гусейнов скептически оценил наше утверждение о том, что с учетом особенностей азербайджанской экономики, экономическая конкурентоспособность этой страны не могла иметь прямой зависимости от экономического роста Азербайджана, а также, что экономический рост азербайджанской экономики не сопровождался соответственным существенным ростом уровня жизни населения. Свои выводы наш оппонент подкрепляет рядом показателей международных организаций. Поэтому, мы бы хотели уделить внимание некоторым из этих показателей с тем, чтобы разъяснить - все ли так однозначно, как это пытается представить читателям Ривзан Гусейнов, или нет?

В качестве одного из таких показателей он приводит индекс глобальной конкурентоспособности Азербайджана 2011-2012 годов, опубликованный Всемирным Экономическим Форумом 7 сентября 2011 года, согласно которому - Азербайджан занял 55-ое место среди 142 стран, улучшив свою позицию. Чтобы понять возможную связь между этим показателем и экономическим ростом в Азербайджане, целесообразно обратиться к росту динамики индекса глобальной конкурентоспособности Азербайджана и экономического роста в стране за 2006-2009 годы. Как можно заметить из графика (1), за эти годы индекс глобальной конкурентоспособности для Азербайджана оставался неизменным (- 4.1) единиц, из возможных 7, и это том случае, когда при еще стремительном спаде ВВП, уровень годового экономического роста еще сохранялся на довольно высоком уровне - от 34,5% до 10,8%.

Соотношение между GCI и ростом ВВП в Азербайджане 2006-2011г.

Более того, в 2009-2011 годах (2) индекс глобальной конкурентоспособности Азербайджана поднялся на 0,2 пунктов, достигнув 4,3 (точнее в 2009 индекс составил - 4,30, в 2010 г. - 4,29, в 2011 г. - 4,31) единицы, в том случае, когда годовой рост ВВП в этот период времени уже значительно уступал темпам роста 2006-2009 годов. Получается следующая картина: при более быстрых темпах экономического роста индекс глобальной конкурентоспособности Азербайджана составлял меньшую величину, чем при более низких темпах экономического роста. Это обусловлено тем, что в основе расчета Индекса Глобальной конкурентоспособности ставятся 12 составляющих из более 100 разных показателей, из которых только очень малая часть более или менее в прямую может изменяться в результате роста ВВП. В число последних можно включить в основном показатели из составляющей макроэкономической среды, как например - уровень национальных сбережений (% ВВП), государственный долг (% ВВП) и тд. Что касается остальных показателей, то нелепо предполагать, что например: заболеваемость малярией, распространенность ВИЧ, охрана интеллектуальной собственности, прозрачность политики гос. органов, качество дорог, доступность финансовых услуг и тд. - могут в прямую изменяться с ростом или спадом темпов ВВП. Поэтому, господину Гусейнову следовало бы знать, что Индекс Глобальной Конкурентоспособности является таким образом не прямым результатом экономического роста, а комплексом показателей, которые в основном характеризуют эффективность экономической среды для экономического роста (3). В нашем же случае рост Индекса Глобальной Конкурентоспособности для Азербайджана в период 2009-2010 годов обусловлен в большей мере не прямыми темпами экономического роста, а определенными качественными сдвигами, которые произошли в Азербайджане. Следовательно этот индекс не может меняться автоматически в зависимости от уровня роста ВВП. Он всего лишь может расти с ростом ВВП, если государственные власти данной страны ведут эффективную экономическую политику, используя рост ВВП в целях улучшения государственной среды для дальнейшей привлекательности внутреннего рынка и возможности большего экономического роста. Однако, судя по показателям выше указанного графика, мы можем убедится, что подобный сдвиг в Азербайджанской экономике в основном ощущался только в 2009-ом году, а в период 2009-2012 годов результаты оставались почти неизменными.

То же же самое в случае с Азербайджаном можно сказать и про взаимосвязь роста ВВП с уровнем жизни населения. В частности, по результатам исследования, проведенного в 2010 году журналом "Quality of Life Index", где учитывались девять критериев классификации жизненного уровня (в том числе и минимальный размер потребительской корзины, культура и досуг, хозяйство, окружающая среда и т.д.), Армения по уровню жизни населения среди 194 стран заняла 101-е место, а Азербайджан 139 место (4), что в корне не сходится с соотношениями позиций Азербайджана и Армении в рейтинге глобальной конкурентоспособности для того же периода времени. С другой стороны Азербайджан в этом рейтинге уступает так странам, как Гондурас, Намибия, Белиз, Тонга, Монголия и т.д., хотя при этом многие из них своими темпами роста ВВП в течение 2009-2010 г. существенно уступали Азербайджану.

Что же касается "Индекса человеческого развития в странах мира" ООН, то и здесь все не так однозначно. Этот индекс Ризван Гусейнов цитирует как достоверный показатель уровня жизни населения Азербайджана, отмечая что: "В отчете "Человеческого развития" ООН, Азербайджан, став 67-ой страной в мире в 2010 году, (тогда как в 2005 году был 101-й страной!), перешел из группы стран со "средним развитием человека" и вошел в группу стран с "высоким развитием человека". По темпам улучшения индекса человеческого развития Азербайджан стал мировым лидером в 2005-2010 годах. А это наглядным образом доказывает, что полученные успехи были трансформированы в уровень благополучия населения". При этом наш оппонент упускает из внимания тот факт, что уже с 2006 года по 2010 год, то есть в период роста рейтинга Азербайджана по части отмеченного индекса, годовой рост ВВП в Азербайджане упал с 34,5% до 5% (опять же совершенно противоположная тенденция по сравнению с тенденцией изменения индекса человеческого развития), и что, несмотря на "трансформированные успехи в уровне благополучия населения", в 2011 году, то есть спустя год, Азербайджан с 67 позиции опять поднялся на 91-ую позицию, уступая Армении на 5 пунктов, которая заняла 86-ое место (5).

Следовательно господину Гусейнову относительно этих вопросов нужно учитывать тот факт, что рост ВВП при иных равных обстоятельствах может напрямую воздействовать на рост уровня жизни населения в условиях такой экономики, при которой:

1. Составляющие разных отраслей экономики в формировании ВВП имеют более равномерный характер.

2. Занятость в отраслях экономики - в зависимости от доли этой отрасли в формировании ВВП - распределена более равномерными пропорциями.

3. Отрасли экономики не монополизированы.

В подобных случаях, как правило, дополнительный реальный рост ВВП в условиях роста занятости сопровождается более равномерным ростом доходов между участниками экономической деятельности, в результате чего растет и уровень жизни населения.

Но в случае с Азербайджаном, где половина доли ВВП составляет нефтегазовая отрасль экономики с занятостью около 0.38% от общего населения, такое положение мало соответствует данной классификации. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что хотя 47% от общего населения Азербайджана составляют сельские жители, доля сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в составе ВВП составляет всего 5,5%.

Думаем, дальнейшие комментарии здесь излишни.

Продолжая анализ статьи Ризвана Гусейнова, следует отметить, что при чтении некоторых ее частей создается впечатление, что наш оппонент и вовсе не читал нашу статью, искажая части ее содержания. В частности Гусейнов пишет: "В своей статье Карен Сафарян подчеркивает: "Что касается платежей из фонда государственного страхования сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011 году составила 468,1 млн. манатов или около $367,5 млн." Сумма указанная выше (468,1 млн. манатов) в долларовом эквиваленте составляет не $367,5 млн. а $592,8 млн. Автоматически все последующие расчеты не верны. 468,1 млн. манатов это общая сумма, выплаченная из бюджета Социального Фонда для решения социальных проблем. С другой стороны, занятые в сельском хозяйстве люди не получают одно только пособие и пенсии из Фонда социальный зашиты, они также имеют доход от занятости. По данным Статистического Комитета Азербайджана, в доходах сельского населения страны пенсионные выплаты составляют 16,4%" В другой же части он продолжает: "С другой стороны, занятые в сельском хозяйстве люди не получают одно только пособие и пенсии из Фонда социальный зашиты, они также имеют доход от занятости".

Не пытаясь комментировать возможные обстоятельства неверного цитирования расчетов, представленные нами в предыдущей нашей статье (хотелось бы надеяться, что это всего лишь результат невнимательности), мы бы просто посоветовали господину Гусейнову еще раз, более внимательнее прочесть наши расчеты приведенные им в своей статье в качестве доказательства нашей некомпетентности, а также еще раз обратиться той части нашей статьи, которая была посвящена выяснению средних доходов сельского населения. Возможно при таком повторном чтении, наш оппонент сможет убедиться, что почти треть критикуемой им нашей статьи касается именно расчетов средних доходов сельских семей по части их возможной занятости в разных секторах экономики. Расчеты же о возможных платежах из Фонда социальный защиты Азербайджана были сделаны нами в конце этих расчетов, с тем чтобы выяснить возможный уровень среднегодового и среднемесячного дохода средней сельской семьи в условиях азербайджанской экономики, которые в 2011 году, как мы уже показали в нашей прошлой статье, составляли соответственно $3543 - $3550 и $295 - $300.

В качестве дополнения к этим расчетам, мы просто хотели бы отметить, что этот уровень среднего дохода средней сельской семьи в Азербайджане не достигает даже официально утвержденного прожиточного минимума 2011 года, который составил 95 манатов или около $120 на душу населения (6). Более того, если даже повысить произвольным образом рассчитанный нами средний уровень дохода средней сельской семьи из 4 человек ($300) еще на 50%, то даже в этом случаи она не достигнет уровня официального прожиточного минимума, который для такой же семьи составит $480.

В нашей прошлой статье мы коснулись также вопроса о необходимости обеспечения экономической безопасности - как одной из важнейших целей экономической политики государства, которая, пока еще находится в не лучшем положении в Азербайджане, несмотря на экономический рост последнего десятилетия. Ризван Гусейнов, как и многие из официальных азербайджанских лиц, не желает согласиться с этим, аргументируя следующим образом: "Благодаря именно экономическому росту, укреплена социально-экономическая безопасность страны. Так, "подушка безопасности", сформированная стратегическими валютными резервами, способна защитить азербайджанскую экономику от экономических шоков". Безусловно золото-валютные резервы сами по себе важны, особенно при более активном ведении социально-экономической политики и денежно-кредитного стимулирования экономики. Об этом мы уже отметили в нашей предыдущей статье. Однако господину Гусейнову наверно следовало бы знать еще и то, что понимали в Европе представители классической политической экономии еще 200 лет назад, в период критики тезисов меркантилизма. Поэтому, хотя золото-валютные резервы имеют существенное значение для любого государства, их наличие еще не может служить гарантией обеспечения экономической безопасности. Ведь экономическая безопасность в целом предполагает не только возможность сокращения дефицита бюджета, более уверенного регулирования государственного долга, поддержания устойчивости национальной валюты, но также и обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения или, иначе говоря, достижение такого возможного уровня национальной экономики, при котором она будет способна обеспечивать стабильность внутреннего рынка и благосостояние народа независимо от действия внешних факторов (7).

Перед заключением хотелось бы обратиться также и к обвинению господина Гусайнова о нашей некомпетентности в том, что наши расчеты средней годовой инфляции в 2004-2011 годах в Азербайджане не точны и составляют не 10,6% - а 9,7%. Наш оппонент обвиняет нас также в том, что - "мало того, что господин Сафарян не правильно рассчитал темп инфляции, он учитывал лишь то, что инфляция будет такой же в будущие 10 лет, какой она была в последнее восьмилетие. Это выходит за рамки сферы экономической науки и теорий прогноза. Есть "Критика Лукаса", которая основывается на утверждении о наивности попыток предсказания последствий изменения экономической политики, только на основе взаимоотношений имеющихся до этого показателей". Понимая истинные мотивы, которыми наш оппонент пытается таким образом всячески свести на нет наши утверждения и расчеты, мы все же представляем ниже данные об инфляции Азербайджана за последние 8 лет, надеясь что наш оппонент в меру своей компетентности сможет еще раз рассчитать этот показатель.

Темпы инфляции в Азербайджане в 2004-2011 г.(8),(9)

N20042005200620072008200920102011 (9)
Инфляция по сравнению с предыдущим годом8.32%16.14%11.3%20.98%27.73%-18.85%11.22%7.9%

Что же касается утверждения нашего оппонента о выходе за рамки сферы экономической науки нашего прогноза о возможности сохранения темпов средней годовой инфляции последних 8 лет в Азербайджане для последующих 10 лет, то следует отметить, что хотя господин Гусейнов в качестве аргумента и приводит "Критику Лукаса", но создается впечатление, что он или не понял, или пытается и в этом случаи ввести в заблуждение своих читателей, искажая суть этого тезиса. На самом же деле, согласно "Критике Лукаса", наивно делать подобные прогнозы не вообще, а в тех случаях, когда курс экономической политики государства кардинально меняется по сравнению с политикой прошлых лет. Как отмечает сам Лукас: "Принимая во внимание, что структура эконометрической модели заключается в правилах оптимальных решений экономических агентов, и что правила оптимальных решений систематически меняются при изменениях структуры последовательностей, важных для принимающего решения, следует то, что любые изменения политики будут систематически изменять саму структуру эконометрических моделей" (10). В таком случае, согласно Лукасу, при данной эконометрической модели наивно прогнозировать экономические процессы в будущем на основе прежних экономических реальностей, если они вследствие кардинального изменения экономической политики сами также претерпели изменения. Однако в тех случаях, когда экономическая политика останется неизменной, то согласно Лукасу, возможно, данная макроэкономическая модель предскажет будущее достаточно корректно (11).

В связи с этим, полагаем, что господину Гусейнову хорошо известно о том, что кардинальные изменения в курсе экономической политики Азербайджана не предусматриваются. Наоборот, азербайджанские официальные круги считают вполне эффективным нынешний экономический курс (12). Таким образом, насколько наш прогноз относительно возможных темпов инфляции в Азербайджане на ближайшие 10 лет выходит за рамки сферы экономической науки, и насколько уместно - с точки зрения той же экономической науки - такое цитирование "Критики Лукаса" нашим оппонентом, можно также оставить без дальнейших комментариев.

В своей статье господин Гусейнов отчетливо пытается также доказать своим читателям несостоятельность армянской экономики по сравнению с азербайджанской. Конечно же, принимая то, что в армянской экономике также существует ряд проблем, связанных с развитием сельского хозяйства, с выравниванием доходов населения, с коррупцией и т.д., которые еще предстоит решить (об этом мы отметили и в предыдущей статье), хотелось бы надеяться, что в и Азербайджане, как сейчас в Армении (14), официальные власти и общество в целом сумеют все же открыто признавать и обсуждать эти проблемы, а не преподносить пропагандистские мифы как реальность. Ведь как однажды отметил Зигмунд Фрейд: "Признание проблемы - половина успеха в ее разрешении" (13).

P.S. Британская вещательная корпорация "BBC" подготовила видеосюжет, посвященный Азербайджану, в котором рассказывается о гражданах страны, живущих в нищете, на территориях заводов на окраинах Баку. В этом году Азербайджан принял у себя музыкальный конкурс "Евровидение", который, по словам экспертов, обошелся стране в 800 миллионов долларов США, говорится в репортаже, но несмотря на это, уже более 15 лет семьи живут в нищете после того, как перебрались в Баку в ходе военного конфликта в Карабахе. "Мы живем в ужасных условиях. Здесь влажно. Тараканы и клопы беспокоят нас. Условия здесь очень плохие, поэтому мы просим, пожалуйста, заберите нас отсюда", - рассказала одна из жительниц Эмина Давудова. В свою очередь, Эльмира Агамирова, также проживающая на территории завода, отметила, что прошло 15 лет, а им все говорят ждать. "Мы и ждем. Но мы не знаем, поможет ли нам кто-нибудь", - добавила женщина. Некоторые семьи проживают в заводах, которые частично разрушены. Местные чиновники же сообщили корреспондентам "BBC", что все семьи в итоге получат соответствующее жилье, однако им придется подождать еще дольше.

Список использованной литературы:

1. The Global competitiveness report 2008-2009, page 96 https://members.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf

2. The Global competitiveness report 2011-2012, page 106 http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011-12.pdf

3. Всемирный экономический форум, "Глобальный индекс конкурентаспособности. Измерение продуктивного потенциала стран" стр. 1, http://www.feg.org.ua/docs/3.pdf

4. См: http://yesway.ru/20-stran-s-samym-vysokim-urovnem-zhizni.html

5. См. Статью- "ООН опубликовала Индекс человеческого развития в странах мира 2011 года ", http://gtmarket.ru/news/state/2011/11/03/3705

6. Закон Азербайджанской Республики от 22 октября 2010 года №1095-IIIQ "О прожиточном минимуме в Азербайджанской Республике на 2011 год" http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=32186

7. Богомолов В.А и другие "Экономическая безопасность", гл. "Сущность экономической безопасноти. Механизм обесепечения", стр. 12, ЮНИТИ-ДАНА 2009

8. World Bank, Data and Statistics for Azerbaijan, Prices, Inflation, GDP deflator (annual %) http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/AZERBAIJANEXTN

/0,,menuPK:301939~pagePK:141132~piPK:141109~theSitePK:301914,00.html 9. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, Macroeconomic indicators, http://www.azstat.org/macroeconomy/indexen.php?page=4&estat=archive&topic=30

10. Lucas, Robert: "Econometric policy evaluation: A critique", 7. Concluding Remarks, p 41. Carnegie-Rochester Conference Series on Public Polic: http://pareto.uab.es/mcreel/reading_course_2006_2007/lucas1976.pdf

11. Критика Робертом Лукасом теории экономической политики http://meconomics.info/ekonomicheskaya-politika-teoriya-i-praktika/kritika-robertom-lukasom-teorii-ekonomicheskoj-politiki.html

12. См статью: http://www.trend.az/capital/business/1843638.html

13. См: http://www.aphorisme.ru/comments/1094/?q=967&a=1094

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.