С начала 2012 года в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области поступило восемь обращений потребителей на нарушение их прав действиями туристических фирм, передаёт корреспондент ИА REGNUM. В своих заявлениях клиенты турфирм указывали, что туристическое агентство отказалось возвращать им стоимость путёвки в связи с односторонним расторжением потребителем договора.

По информации Управления Роспотребнадзора региона, требования потребителей исполнителями туристских услуг удовлетворены в досудебном порядке.

При анализе заключённых договоров по оказанию туристических услуг выявлены случаи включения в договор условий, ущемляющих права потребителя. В двух случаях возбуждены дела об административных правонарушениях и составлены протоколы об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Поступило шесть обращений граждан по поводу нарушения их прав ООО "Премиум класс", с которым потребители, с их слов, заключали договор о международном туризме.

При рассмотрении обращений, специалисты Роспотребнадзора установили, что организация фактически заключала договор поручения, согласно которому потребитель поручает фирме от имени и за счёт гражданина заключить договор с фирмой - компаньоном лишь по резервированию права пользования жилой площади в курортной зоне, а также перечислить денежные средства по этому договору, которые гражданин обязуется оплатить. Впоследствии, изучив договор, потребители обратились в фирму с требованием о расторжении договора, но получили отказ.

В Управлении Роспотребнадзора Оренбургской области отмечают, что договор носит смешанный характер. В нём присутствуют элементы договора поручения и договора оказания услуг. ООО "Премиум класс" нарушило нормы ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей", отказывая потребителю в его праве отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. В данном случае существенными недостатками услуги и отступлениями от условий договора следует признать то, что предмет и срок договора с международной компанией не были согласованы, а договор считается заключённым именно с момента их согласования (ст.432 ГК РФ).

В соответствии со ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора. Если договор заключён, потребитель имеет право в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. В результате полученной информации и при заключении договоров потребители считали, что с ними заключаются договоры на предоставление туристических услуг, поскольку ООО "Премиум класс" представлялось компанией, организующей туристический отдых за рубежом, фактически же оказывала посреднические услуги.