Первый гвоздь в крышку гроба Шенгена: попытки России добиться безвизовой системы с ЕС теряют смысл
Москва, 14 июня, 2012, 11:31 — ИА Регнум. 12 июня в Страсбурге на очередном пленарном заседании
Председатель Европейского парламента
Поводом для столь бурных дебатов в стенах Европарламента стало постановление по Шенгену министров внутренних дел стран ЕС на встрече в Люксембурге 7 июня 2012 года. Министры постановили, что в исключительных случаях - таких, как защита внешних границ и других серьезных проблемах, государства члены Шенгенской зоны на срок до двух лет могут ввести внутренний контроль на своих границах. Решение об этом должно приниматься квалифицированным большинством голосов, и оно не может быть оспорено ни Европейским парламентом, ни
Показательно, что на совещании в Люксембурге 7 июня обсуждались особые проблемы, возникшие для Шенгенской зоны из-за Греции. Указывалось на факт незаконного проникновения на территорию этой страны через недостаточно контролируемую греко-турецкую границу. Люксембургское постановление по Шенгену даже получило в неформальном дипломатическом кругу название "lex Греция". В данном случае, нам представляется, что у ЕС нет каких-либо специальных проблем для Шенгенской зоны со стороны греко-турецкой границы. Незаконным мигрантам, попавшим на территорию Греции, дальше в богатые страны Шенгена из Греции можно попасть только авиа или морским транспортом, пользование которыми легко контролируется при приобретении соответствующих билетов. Дело в другом. Будущий финансово-экономический крах Греции и выход ее из зоны евро потребует восстановления национального контроля за движением товаров и капиталов через ее границы. Поэтому выход Греции из зоны евро будет дополнен оформлением вывода ее из Шенгена. Как демонстрирует Люксембургское совещание, процесс подготовки удаления Греции из Шенгенской зоны, по крайней мере, на пропагандистском уровне начался. Вместе с тем, Люксембургское постановление приобретает особый смысл в свете возможного частичного или полного распада еврозоны.
Год назад ситуация с Шенгенской зоной была совершенно иной. Государства-члены и центр ЕС тогда только договорились о модернизации правил Шенгенской системы. Поводом для дискуссии о Шенгенской зоне послужил спор между Римом и Парижем после того, как итальянские власти перенаправили поток беженцев из Туниса во Францию. Первое прямое предложение по свертыванию Шенгена и возвращению к контролю на внутренних национальных границах последовало 1 июля 2011 года от парламентской комиссии Дании. Датчане ссылались на невозможность пресечения без пограничного контроля на своих границах трансграничной преступности, контрабанды оружия и торговли людьми. Сильное давление со стороны ЕС и Германии не позволило тогда датчанам развить эту тему. После сентябрьских выборов 2011 года вопрос, казалось бы, в Дании был снят окончательно. Но это оказалось не так. Инициатива по свертыванию Шенгена в апреле 2012 года формально последовала от Франции и Германии, но дело было осуществлено и оформлено при активном участии датского министра юстиции во время полугодичного председательства Дании в ЕС.
Министры внутренних дел Франции и Германии еще 26 апреля 2012 года известили письмом комиссара ЕС по вопросам юстиции и внутренней политики Сесилию Мальмстрем о проблеме восстановления пограничного контроля по внутренним границам стран, входящих в Шенгенскую зону. В первоначальном франко-германском предложении речь шла о восстановлении контроля на границах государств-членов Шенгенской зоны в "исключительных случаях". Введение пограничного контроля предлагалось на срок до полугода, с последующим продлением еще на шесть месяцев.
Поводом к модификации Шенгена якобы послужил наплыв нелегальных мигрантов в страны ЕС после серии революций "арабской весны" в северной Африке. Известно, что бывший президент Франции
Комиссар ЕС по вопросам юстиции и внутренней политики Сесилия Мальмстрем выразила тогда обеспокоенность франко-германским предложением свернуть Шенген и даже заявила: "Для нас этого письма больше не существует". Мальмстрем отдавала себе отчет, что проект в письме является развитием предложений президента Франции по внутренней политике этой страны. Однако она выразила все-таки надежду, что иного рода конструктивные предложения последуют на следующей встрече министров внутренних дел стран ЕС. Однако собравшиеся в Люксембурге на этой встрече министры внутренних дел приняли решение, взяв за основу все-таки франко-германский проект, сделав его при этом еще более жестким.
Комиссар ЕС Мальмстрем сразу же выразила разочарование позицией министров внутренних дел стран ЕС в Люксембурге и свое несогласие с ним. Она указала, что за Европейской комиссией оставлено в столь важном вопросе слишком мало полномочий, а Европейский парламент вообще исключен из процесса принятия решений. Она посчитала, что соглашения государств-членов недостаточно для реформы Шенгенской системы - необходима базовая поддержка ЕП. Вслед за этим председатели ключевых фракций ЕП выразили свое негодование постановкой вопроса и решением в Люксембурге. После этого 12 июня вопрос о Люксембургском постановлении по Шенгену и обсуждался в Европейском парламенте.
Итак, первый гвоздь в крышку гроба Шенгена вбит. С юридической формальной точки зрения, тем не менее, правила Евросоюза не нарушены. Согласно 72-й статьи Лиссабонского договора 2007 года, "поддержание общественного порядка и защита внутренней безопасности" отнесены к компетенции государств-членов Союза. Однако и Европейская комиссия, и Европейский парламент, и Европейский суд считают, что их права Люксембургским постановлением нарушены. Сейчас конфликт между европейским и национальным уровнем властей в Евросоюзе по поводу модификации правил Шенгенской зоны возник и развивается. Поэтому в связи с Люксембургским решением по Шенгенскому вопросу 7 июня 2012 года совсем несвоевременными выглядят недавние очередные попытки Российской Федерации урегулировать вопрос с Брюсселем о безвизовом статусе поездок для своих граждан в страны ЕС. Переговоры с Брюсселем об этом проходят в тот самый момент, когда государства-члены ЕС обсуждают вопрос о восстановлении пограничного контроля на своих внутренних границах. В этих условиях действия российских властей по визовому вопросу имеют скорее внутренний пропагандистский, чем реальный внешнеполитический характер.
Для справки: Шенгенская зона включает в себя двадцать шесть европейских государств, присоединившихся к одноименному соглашению, подписанному в городе Шенген (Люксембург) в 1985 году. Шенгенская зона начала свое существование в 1995 году. 26 марта 1995 года в нее вступили Германия, Бельгия, Франция, Голландия, Люксембург, Испания, Португалия; 26 октября 1997 года в нее вступила Италия, а 1 декабря - Австрия; 26 марта 2000 года - Греция; 25 марта 2001 года - Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия; 21 декабря 2007 года - Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония; 12 декабря 2008 года - Швейцария; 19 декабря 2011 года - Лихтенштейн.
Таким образом, сейчас в Шенгенскую зону входят 26 государств. Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии и Кипра, уже сделали это. На данный момент Шенгенская зона охватывает территорию площадью в 4.3 млн. кв. км, на которой проживают свыше 400 млн. человек.