"На данный момент можно сказать, что налёты у белорусских лётчиков - мизерные, денег на содержание армии не хватает. Что касается гибели нашего пилота, то точные причины должны установить специалисты", - заявил 12 июня корреспонденту ИА REGNUM координатор белорусской общественной инициативы "Союз офицеров и солдат" Валерий Фролов, комментируя гибель пилота в результате катастрофы военного самолёта.

Напомним, 12 июня при выполнении плановых полетов в районе авиационного полигона произошло крушение самолета Су-25 116-й штурмовой авиационной базы, погиб пилот - подполковник Николай Гриднев. "В ходе полета отрабатывались техника пилотирования и воздушной навигации на малых и предельно малых высотах. После выполнения задания около 15.35 на высоте 200 метров самолет начал терять управление. Руководителем полета была дана команда летчику на катапультирование. Летчик сумел отвести машину от деревни Новины Новогрудского района. Падение самолета произошло в 2 километрах севернее названного населенного пункта. Пилот военный летчик 1-го класса подполковник Гриднев Николай Геннадьевич погиб", - говорится в официальном сообщении Минобороны Белоруссии.

Фролов в недавнем прошлом - кадровый военный, а ныне - генерал в отставке и общественный деятель. Известие об авиакастрофе застало его, как и многих белорусских военных, врасплох. Все ждут выводов комиссии Минобороны Белоруссии, занимающейся расследованием трагедии.

"Я не только давно не служу, но и лётчиком никогда не был - мне сложно комментировать данное событие, - сказал генерал. - Расследование комиссии покажет, имела место быть ошибка пилота, или техника подвела, или была иная причина". По мнению Фролова, катастрофа Су-25 и гибель пилота должна иметь своё объяснение, на данный момент наиболее актуальна версия технической неполадки.

"До сегодняшней трагедии было всем ясно - налёт у наших лётчиков небольшой, а вылеты и тренировки являются необходимой частью подготовки пилота, поддержания в нём профессиональных качеств. Нельзя сказать, что у подполковника не было этого опыта - нет оснований для таких утверждений. Почему он не катапультировался? Говорят, что отводил самолёт от деревни. Но деревня - это ведь не город. С другой стороны, это у наших лётчиков в привычке - спасти самолёт", - отметил Фролов.

Отвечая на вопрос о возможности технических неполадок в Су-25 ВВС Белоруссии после "модернизации" белорусскими специалистами в Барановичах на республиканском унитарном производственном предприятии "558-й авиационный ремонтный завод" (где прошли доработку, в частности, Миг-29БМ и Су-27УБМ1), Фролов сказал: "Я был на Барановичском заводе. Можно быть патриотом, но если нет средств - хоть лопни, но не отремонтируешь и не модернизируешь. Лично у меня сложилось впечатление, что в Российской Федерации специалисты получше и база посерьёзнее для ремонта военной авиатехники".

По мнению генерала Фролова, белорусская армия страдает от недостаточного финансирования, что отражается как на мотивации офицеров продолжать службу в вооруженных силах, так и экономии топлива, необходимого для "налёта" военных лётчиков. "Недавно я встретил своего знакомого - подполковника ВВС, штабного офицера. У него довольствие 3,4 миллиона белорусских рублей ($407, - прим. ИА REGNUM) - так у меня сосед на МТЗ (Минский тракторный завод, - прим. ИА REGNUM) получает 5 миллионов! Такое отношение государства к военным показательно. Не хватает средств - отсюда многие проблемы", - отметил собеседник.

"Я с глубоким уважением отношусь к военным лётчикам. Думаю, что только лишь на армию не следует возлагать всю вину - какими бы не были результаты расследования данного случая. В любое время военные стремятся сделать как лучше", - подчеркнул генерал Фролов.

Как сообщало ИА REGNUM, 23 мая 1996 года, осуществляя учебно-тренировочный полет, погиб пилотировавший Су-27 подполковник, военный летчик 1-го класса Владимир Карват: как и случае с Николаем Гриднёвым, Карват отводил неисправный самолёт от населённого пункта и погиб, посмертно ему присвоено звание "Герой Беларуси". Позднее, 19 мая 1997 года на самолёте Су-17 погиб начальник станции летных испытаний РУП "558-й авиаремонтный завод" подполковник Сергей Погребан.

Напомним, широкий резонанс получила катастрофа 30 августа 2009 белорусского Су-27 на авиашоу в польском Радоме - тогда погибли заместитель командующего Западным оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО Александр Марфицкий и заместитель командира 61-й истребительной авиабазы Александр Журавлевич. Полгода спустя, 21 апреля 2010 года в Пружанском районе Брестской области во время полета произошло столкновение двух самолетов МиГ-29, относящихся к 927-й истребительной авиабазы. Во время парада 9 мая 2010 года, по свидетельству очевидцев, в небе над Минском едва не столкнусь два военные самолеты Су-24, один из которых выполнил странный манёвр. Позднее, 23 сентября 2010 года в Ганцевичском районе Брестской области потерпел катастрофу МиГ-29 61-й истребительной авиабазы: погибли летчик 1-го класса, подполковник Сергей Коваленко и летчик 2-го класса майор Александр Жигайло.