Острая внутриполитическая интрига, возникшая в Армении после парламентских выборов 6 мая, кажется, начинает разрешаться.

Напомним, партия "Процветающая Армения" (ППА), лидером которой является олигарх Гагик Царукян, вопреки распространенным ожиданиям, после выборов не вошла в парламентскую коалицию с правящей Республиканской партией Армении (РПА) президента Сержа Саргсяна. Местные наблюдатели (никак, кстати, такого не предполагавшие) сочли, что произошло это из-за того, что получившая треть мандатов ППА претендовала на пост премьера при формировании правительства. При этом, согласно распространенному мнению, ППА собиралась выдвинуть во главу исполнительной власти бывшего президента Роберта Кочаряна, который является "теневым руководителем" этой политической силы.

Понятно, что подобная конфигурация могла бы сложиться лишь в результате договоренности между Кочаряном и президентом страны Сержем Саргсяном. Этого, однако, не произошло, и ППА по факту оказалась в оппозиционном поле. Возникла весьма необычная конфигурация, поскольку для олигарха быть в оппозиции - позиция крайне неблагоприятная и невыгодная. Все понимали, что Гагик Царукян, принимая, вернее - озвучивая свое решение о прекращении сотрудничества с властью (поскольку решение явно принимал не он лично) и отказе от постов министров и губернаторов, которые были закреплены за ППА согласно коалиционному соглашению, либо очень и очень рискует, либо (что вернее), глубоко убежден как в своей личной неприкосновенности, так и неприкосновенности своей бизнес-империи. Очевидно, что подобная уверенность должна была подпитываться со стороны более чем авторитетных сил.

Эксперты ИА REGNUM уже отмечали, что разлад между ППА и РПА (на деле - между Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном) во многом вызван причинами, имеющими отношение к фундаментальным аспектам внешней политики Армении. Кстати, известно, что на протяжении всей новой истории страны именно внешнеполитические коллизии, как правило, становились причиной коллизий внутриполитических. Это естественно для государства, на жизнь которого оказывают фундаментальное влияние такие факторы, как нерешенный карабахский конфликт и отношения с Турцией. Нынешний конфликт не стал исключением.

Если свести ситуацию к сухому остатку, то можно сказать, что действующая власть, оставаясь в парадигме тесного военно-политического сотрудничества с Россией, одновременно стремится укрепить и расширить экономические, а в перспективе - и политические связи с Западом, проводит политику евроинтеграции. Само по себе это неизбежно предполагает реальные шаги по разрешению карабахской проблемы и нормализации армяно-турецких отношений. Между тем, идея Евразийского союза представляется Еревану не столь уж привлекательной. И напротив, ППА является активной сторонницей её реализации. Этот вопрос критически важен вовсе не только для самой Армении. От того, как он будет решаться, во многом зависит будущее региона. Поэтому расчет Кочаряна и Царукяна, вне всякого сомнения, строился на получении поддержки Москвы, где у второго президента Армении Кочаряна имеются существенные политические и деловые связи. Неслучайно, заявив о выходе из правящей коалиции, Гагик Царукян, по слухам, сказал покидающим правительство министрам от ППА, что "тревожиться не стоит, скоро все будет хорошо". Однако пока этот расчет не оправдывается. Ситуация начинает приобретать черты, вполне характерные для традиций постсоветского пространства: людьми из близкого окружения олигарха заинтересовались правоохранительные органы.

Уже сообщалось, что Служба национальной безопасности пригласила для дачи свидетельских показаний по делу о "легализации доходов, полученных незаконным путем" фондом "Сивилитас" экс-главу МИД, бывшего руководителя этого фонда Вардана Осканяна. Вступив в ППА буквально накануне выборов, он сразу занял в партийном списке второе место и не скрывал своих оппозиционных настроений. После выборов Осканян резко выступал против вхождения в партии в новую коалицию с властью. Получив приглашение на допрос, Осканян распространил заявление, в котором, в частности, назвал происходящее "политически мотивированным заказом". С такой оценкой, кстати, согласны представители оппозиционных Армянского национального конгресса Левон Зурабян и руководитель парламентской фракции Армянской Революционной Федерации "Дашнакцутюн" Ваан Ованисян. Буквально на следующий день в аналогичном контексте прозвучало также имя самого Гагика Царукяна. "Любой бизнесмен, в том числе лидер "Процветающей Армении" Царукян, подвергнется санкциям, если у него будут обнаружены злоупотребления", - заявил председатель парламентской комиссии по экономическим вопросам, член РПА Вардан Айвазян. Не стоит и говорить, что обнаружить злоупотребления и нарушения в работе бизнес-структур олигарха более чем легко. Поэтому ППА устами своего пресс-секретаря немедленно выразила надежду, что "правоохранительные органы при раскрытии преступлений будут руководствоваться исключительно конституцией, станут действовать в рамках закона и не будут искать политических или других подтекстов".

Из всего этого следуют два вывода: либо поддержка из России, на которую рассчитывали Кочарян и Царукян, оказалась недостаточной, либо, что более вероятно, власть решилась пойти на конфликт, получив, в свою очередь, серьезную поддержку извне со стороны сил, способных заблокировать возможные попытки Москвы оказать решающее влияние на итоги предстоящих в феврале президентских выборов. В данном контексте симптоматично то обстоятельство, что в течение месяца ситуация в Армении оставалась в "подвешенном" состоянии и стала меняться сразу же после визита в Ереван госсекретаря США Хиллари Клинтон. Напомним, что Клинтон очень позитивно отозвалась как о демократичности прошедших парламентских выборов, так и лично о "прекрасном лидере" - президенте Серже Саргсяне, который "усердно работает" над решением насущных вопросов внешнеполитической, в том числе региональной повестки. Клинтон практически открытым текстом дала понять, что Вашингтон не желает смены персоналий на властном Олимпе республики. И это понятно - "западный дрейф" Армении позволяет осуществить далеко идущие американские планы по "переустройству" Закавказья, в том время как движение в сторону Евразийского союза заведомо делает эти планы неосуществимыми, полностью сохраняя регион в сфере российского влияния.

Поэтому можно предположить, что поддержка со стороны Запада армянским властям была обещана. Но, наряду с "пряником", был, вероятно, продемонстрирован и "кнут".

Во всяком случае, в местных изданиях появилась информация о том, что WikiLeaks может опубликовать новые документы о политической жизни Армении и деятельности её элиты. Всё это в совокупности и могло подвигнуть власть на решительные шаги, которых она доселе старалась избегать.

Очевидно, что в оставшееся до президентских выборов время будет сделано всё, чтобы максимально нейтрализовать возможные угрозы со стороны тандема Кочарян-Царукян. Не менее очевидно, что оба этих деятеля, в свою очередь, предпримут шаги, призванные смягчить удар и попытаются не только сохраниться на политическом поле страны, но и объединить вокруг себя все протестные и оппозиционные силы. При этом чем дальше будет заходить российско-американское противостояние в регионе (а также - в целом на Ближнем Востоке), тем больше (явственно или скрытно) будет накаляться внутриполитическая ситуация в Армении, поскольку стратегическая ценность республики в свете сирийского и иранского кризисов заметно возросла.

При всём том нельзя исключать, что договоренность между властью и "новой оппозицией" всё же может быть достигнута. Произойдёт это в том случае, если выяснится, что полное сохранение Армении в сфере своего влияния в качестве "форпоста" имеет для Кремля исключительное значение, и давление со стороны Москвы станет непреодолимым. В этом случае, учитывая факт многолетней политической и чисто человеческой близости второго и третьего президентов республики и, несомненно, понимание ими всей меры ответственности за судьбы страны, возможны плавные перемены, в ходе которых никто из основных действующих лиц слишком ощутимо не пострадает. Но, повторим, пока что ситуация развивается по другому, отнюдь не столь благостному сценарию.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)