В Иран с визитом прибудет глава МИД России Сергей Лавров. В повестке переговоров - подготовка к встрече "шестерки" (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) по иранской ядерной программе, которая состоится в Москве 18-19 июня, и предложение российской стороны о проведении международной конференции по Сирии. Таким образом, Смоленская площадь создала сложное "сирийско-иранское уравнение", от решения которого во многом будет зависеть дальнейший ход событий на Ближнем Востоке.

Вашингтон в отношении Тегерана продолжает использовать тактику "кнута и пряника". С одной стороны, экс-министр обороны США Уильям Перри "не от имени администрации, но лишь от себя лично" высказывается за восстановление дипломатических отношений между США и Ираном, "что положительно отразилось бы и на США, и на Иране". С другой - Вашингтон рассчитывает экономическими средствами заставить Тегеран свернуть ядерную программу. Госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что до конца июня Соединенные Штаты исключат семь стран из списка тех, к кому планируется применить жесткие санкции за покупку у Ирана нефти. В числе стран, к которым отменяются меры экономического давления, - Индия, Малайзия, Южная Корея, ЮАР, Шри-Ланка, Турция и Тайвань. Санкции в отношении этих стран снимаются в обмен на существенное снижение закупок нефти у Ирана.

Это - прямой намек на то, что США не верят или - что более вероятно - не желают благоприятного исхода переговоров Иран - "шестерка" в Москве. Накануне Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) квалифицировало как "разочаровывающие" результаты встречи в Вене с представителями Ирана, хотя стороны договорились продолжить переговоры. Глава иранской делегации, постоянный представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание отметил, что "речь идет об очень сложной проблеме, поэтому требуется время, чтобы сгладить расхождения".

Но времени до начала переговоров в Москве почти не остается. Более того, исчерпан и ресурс дипломатии "позиционного маневрирования". Тегеран уже грозил отложить и даже вовсе отменить запланированные на 18-19 июня в Москве переговоры по ядерной программе с "шестеркой" потому, что они отказались проводить предварительные консультации. Тут немало загадочного: если смысл переговоров Ирана с МАГАТЭ очевиден, он носит во многом технический характер, то о чем желал говорить Тегеран с "шестеркой" - со всеми вместе или в отдельности, минуя МАГАТЭ? Главный вывод, который напрашивается в этой связи: если на данном этапе переговоры Ирана с "шестеркой" оказываются неперспективными, то почему бы Тегерану не выйти на подписание специального соглашения по "ядерному досье", скажем, с Россией и Китаем, чтобы таким образом развалить "шестерку". Или другое: не выходить из переговорного процесса, но максимально его затягивать до "лучших времен".

В этой связи некоторые эксперты утверждают, что Тегеран пытается сыграть сразу на двух досках: не "подставить" в Москве Владимира Путина, приход к власти в которого Иран приветствовал, и "подыграть" президенту США Бараку Обаме, которому не выгодно накануне выборов урегулировать иранскую проблему. В отношении Путина Иран, похоже, рассматривает следующий сценарий: стимулируемый главой России, особенно после встречи в Пекине в формате ШОС с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом переговорный процесс - это стремление Москвы обрести серьезный "рычаг" в диалоге с Западом и с США. В то же время недавнее заявление главы Пентагона Леона Панетты о том, что "нет конкретной информации о том, что Иран принял какое-либо решение о готовности к созданию ядерного оружия", - это ход из американской партии. Тем более, что президент Барак Обама заявляет, что США "рассматривают все возможные способы (не обязательно только военные- С.Т.) разрешения ядерной проблемы Ирана. Так что главе МИД России Сергею Лаврову в Тегеране предстоит проделать немалую работу для того, чтобы изменить ситуацию, используя для этого "запас компромисса", если он, конечно, имеется у российской стороны. Тем более, что на иранской проблематике "завязаны" и перспективы предложенного Москвой плана по сирийскому урегулированию.

Москва считает, что внешнее вмешательство в сирийские дела "приведет к непредсказуемым последствиям". По словам Сергея Лаврова, "сердцевиной этого процесса будет разлом внутри исламского мира между суннитами и шиитами". Но такой ход событий давно предсказывал Иран. Это наглядно проявляется, во-первых, в противостоянии и соперничестве шиитского Ирана и суннитской Турции, а во-вторых - в "арабской весне", результатом которой стал приход к власти в отдельных странах сил радикального ислама. Шиитский Иран, которому противостоит ваххабитская ветвь суннитов - Саудовская Аравия, получает шанс стать неформальным лидером в мире ислама. Такие возможности не часто предоставляет история: стимулируемые Западом "стечения обстоятельств" ведут к изменению карты Большого Ближнего Востока. Вот почему все комбинации выглядят далеко неоднозначно.

С одной стороны, Запад не теряет надежду перетянуть Россию на свою сторону. Как заявил, к примеру, министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг, "мы должны продолжать усилия, чтобы добиться договоренностей с Россией по поводу отношения к происходящему в Сирии. Необходимо, чтобы российская сторона использовала свое влияние в этой стране". С другой - Москва предлагает новый формат урегулирования ситуации в Сирии с участием Ирана, что будет также обсуждаться в ходе встреч Сергея Лаврова с руководством Ирана. В этой связи МИД России пояснил: "наша страна не играет роль адвоката отдельных ближневосточных режимов. Россия выступает за строгое соблюдение норм и принципов международного права, предлагает созвать конференцию с участием, прежде всего, вовлеченных в кризис таких стран, как Турция и Иран, которая позволила бы посадить все сирийские стороны за стол переговоров и претворить в жизнь план спецпосланника ООН по Сирии Кофи Аннана". Но в этой формуле как раз и вся закавыка, поскольку Тегеран усматривает в ней завуалированные попытки Кремля не портить отношения с Западом из-за Сирии, и стремление найти приемлемую форму отстранения Башара Асада от власти. Иран против этого. Поэтому и Вашингтон выступает против участия в таком форуме Тегерана.

Проблема в том, что если дата созыва предлагаемой Москвой конференции по Сирии еще не определена, то через несколько дней в Москве состоится встреча Иран -"шестерка". Теперь исход этих переговоров может уже зависеть от искусства российской дипломатии решить общее ирано-сирийское уравнение, а не только проблему иранского ядерного досье. И тогда станет ясно, можно ли считать московскую идею по проведению новой конференции по Сирии удачной.