Стандарты двусторонних российско-латвийских отношений задаются в Риге, а не в Москве, и это тормозит политический диалог между странами, считает действительный государственный советник РФ 1 класса, политолог Модест Колеров. "Латышская этнократия строит нацию, которая не строится без образа врага", - заявил он, выступая в Риге на встрече, которую организовал Балтийский форум. Между прочим, Колеров прогнозирует приход к власти в Латвии радикально-националистической партии "Все - Латвии!", прочит премьерство лидеру этой партии Райвису Дзинтарсу и соответственно - ухудшение российско-латвийских отношений, сообщает сегодня, 11 июня, корреспондент ИА REGNUM.

Встреча с Модестом Колеровым и заместителем главного редактора ИА REGNUM Игорем Павловским проходила в конференц-зале отеля Avalon. Ее участникам был представлен изданный в Риге сборник статей "Пульсирование империй", в котором собраны свежие статьи Колерова. Рассказав об истории сотрудничества Балтийского форума с Колеровым и издания сборника, исполнительный директор Балтийского форума Александр Васильев передал слово московскому гостю.

Сам Колеров отрекомендовал себя представителем право-либеральной части российского политического спектра, который, по его словам, все более сближается с франко-германской моделью социального государства, пережившего свое имперское падение, но не способного и не смеющего пережить самое себя. "Мы не являемся солдатами власти. Мы - солдаты государства", - сказал Колеров. По его словам, на евразийском пространстве действует ряд исторических закономерностей. "Я профессиональный историк, но только после 25 лет своей деятельности стал признавать то, что оспаривал раньше - геополитические и геоэкономические рамки существования государств. Никто и никогда не гарантировал ни одному обществу выживания. Исторический путь усеян скелетами цивилизаций. То, что мы живы, не значит, что мы победим. Никто не застрахован от поражения, которое может быть следствием политических ошибок политиков, слепоты общества, геноцида", - сказал Колеров.

Свое видение текущего момента Колеров описал так: "Мы последние римляне, которые передвигаются по развалинам империи". Поэтому странным и как бы противоречащим столь пессимистическому вступлению, прозвучало его утверждение: "Конечно, мы выживем и победим". Бороться России приходится, по словам Колерова, не с внешним врагом - борьба идет с самими собой: "Мы помним, что главной причиной наших поражений является не пресловутый вашингтонский обком, а измена собственной политической элиты и глупость собственной интеллигенции".

В свою очередь, главного западного соседа России - Европейский союз - Колеров назвал новой империей, обреченной на развал. Евросоюз - воплощенный пример двойных стандартов, пример соединения разноуровневых и разнородных цивилизаций. "Если ЕС использует на своих восточных окраинах в качестве оружия утверждения "европейских ценностей" национализм, апартеид и прогитлеровский ревизионизм, то это свидетельство того, что Евросоюз - империя, вступающая в завершающую стадию своего экономического и политического кризиса", - пояснил он. По словам Колерова, это противоречивое соединение толерантности и апартеида, это оружие - национализм, апартеид и прогитлеровский ревизионизм - подразумевает отношение к восточным соседям ЕС как к "варварам". Но главным вызовом Евросоюзу, по словам Колерова, является внутренний вызов - исламизация Европы ввиду приближающейся демографической катастрофы старой Европы.

По его словам, этот процесс служит серьезным источником угрозы для России: "Если ЕС рухнет быстро, России будет очень тяжело. Нам не нужен быстрый развал ЕС. Чем более долгим будет затухание этой пульсирующей империи - Евросоюза, - тем легче будет России".

Веры в то, что Евросоюз справится с экономическими трудностями, у Колерова нет: "Экономически ЕС не выдержит. Он будет сбрасывать плохие активы в виде целых стран". Комментируя стремление Латвии во что бы то ни стало вступить в еврозону, Колеров сказал: "Есть особое удовольствие в том, чтобы вскочить в последний вагон поезда, падающего в пропасть. Но [премьер-министр Латвии Валдис] Домбровскис это делает, исходя из эстетических соображений и расчетов продолжить карьеру в Брюсселе".

Геополитические границы современной России Колеров провел по западной границе Белоруссии, которая исторически отделяет ее от Польши и по южной и восточной границам Казахстана ("внутренней границы между Казахстаном и Россией не существует"), отделяющей Россию от "глобального Афганистана" и Китая. Отсюда проистекают усилия Москвы по созданию евразийского Таможенного союза, который, по словам Колерова, служит пределом желаний и возможностей России. Украина не может быть частью Таможенного союза в силу своей внутренней расколотости, считает Колеров. Такой, какой ее сделали Сталин и Хрущев, Украина не жизнеспособна, утверждает он. "Не дай Бог она начнет раскалываться, и убыточный, энергоемкий и неэффективный Донбасс падет на наши плечи!", - подчеркнул Колеров незаинтересованность России в расколе Украины де-факто.

"Ничего другого (кроме Белоруссии и Казахстана - ИА REGNUM) из периферии бывшей советской империи России не нужно и смертельно для нее", - еще раз подтвердил Колеров отсутствие у России неоимперских притязаний, в которых ее не устают обвинять в столицах прибалтийских государств.

Волну протестов в России вокруг парламентских и президентских выборов Колеров обошел молчанием. Однако первый же вопрос, который прозвучал после его вступления касался именно внутриполитических потрясений в России последнего времени. Впрочем, Колеров не считает антипутинские выступления в Москве и Санкт-Петербурге серьезным движением, хотя и полагает, что это явление имеет глубокие корни в истории России: "Все три смуты в России имели своей базой средний слой, который не был представлен во власти". Колеров подчеркнул однако, что у Болотной площади нет никакой позитивной программы, и обратил внимание на то, что движение, которое он назвал "гламурной революцией", пользуется глубоко эшелонированной медийной и технической поддержкой внутри власти и из-за рубежа. В другом месте Колеров сказал, что за "гламурной оппозицией" многомиллионная масса частных собственников не идёт: властная элита в России расколота, а общество консолидировано, поскольку оно многонационально, а многонациональное общество острее бережет внутренний мир.

Подсчет ущерба "от советской оккупации", возобновленный Литвой, как бы анекдотично он не выглядел, Колеров считает большой проблемой для России. По его мнению, это делается вовсе не из стремления подразнить Москву, а из желания "выпить один и тот же чай дважды и даже трижды": и деньги заработать, и нацию построить, и показать себя большими европейцами, чем сами европейцы. На вопрос, не готовит ли Запад новый Нюрнберг, но теперь уже над Россией, он ответил утвердительно: "Нюрнберг над Россией на Западе готовится".

Отвечая на вопрос, заметили ли в России референдум по вопросу предоставления русскому языку статуса государственного, Колеров сказал: "Языковый референдум в России заметили, но, к сожалению, не поддержали всеми доступными средствами. [...] Референдум по языку - местная инициатива, и его не поддержали, потому что никто в России не мог нагреть руки на этом". По его словам, для русской общины Латвии референдум был единственным референтным способом заявить о своих интересах и существовании проблемы. "Другого способа нет. Обойти результаты референдума 18 февраля не удастся", - подчеркнул он. В другой раз Колеров сказал, что русские в Латвии по "первым стандартам ЕС" имеют право, как минимум, на региональный статус для своего языка. По его словам, позиция России в вопросе языка и безгражданства в Латвии была бы более принципиальной и более весомой, если бы российский бизнес не шел на "инсайдерские сделки" с латвийским политическим классом. Но российский бизнес не патриотичен, посетовал Колеров, по мнению которого Россия должна поддержать русскую школу и прессу в Латвии деньгами на вполне законных основаниях. "Сейчас это делается вяло, поскольку оставляет меньше возможностей для воровства", - добавил он.

"Россия не имела колоний в прямом смысле этого слова. На свою голову она - не высасывала ресурсы из окраин, а инвестировала в них", - заметил Колеров, отвечая на другой вопрос. По его словам, стремление Южной Осетии присоединиться к РФ - воля народа Южной Осетии, с которой России приходится считаться, даже если с политической точки зрения России это невыгодно. В свою очередь, признание независимости Южной Осетии и Абхазии он назвал главным достижением президентства Дмитрия Медведева. Что касается стратегического союза России и Китая, то Китай в союзниках не нуждается и не признает их, он самодостаточен, сказал Колеров.

Отвечая на переадресованный ему корреспондентом ИА REGNUM вопрос директора российского Института современного развития Игоря Юргенса, отчего интенсивные экономические и культурные связи между Латвией и Россией не находят продолжения на уровне политического диалога, Колеров сказал: "Юргенс лукавит. Если бы все зависело только от него, то отношения были бы очень хорошими, даже семейными. Однако стандарты двусторонних российско-латвийских отношений задаются здесь, в Риге. Латвия строит нацию, которая не строится без образа врага. Так что это вопрос к местной политической элите, которая вместо политического диалога выстраивает образ врага".

В этой связи прогноз Колерова о развитии российско-латвийских отношений прозвучал следующим образом: "Учитывая, что вероятнее всего следующим премьер-министром будет Райвис Дзинтарс ("Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ), отношения Латвии и России не улучшатся". В ответ на возмущение одного из журналистов, представляющих латышские СМИ, на каком основании Колеров делает рекламу маргинальному политику (Дзинтарс - сопредседатель входящего в состав правящей коалиции и правительства объединения ВЛ-ТБ/ДННЛ, которое располагает восемью местами в 100-местном парламенте и является третьей по уровню популярности политической силой в стране - ИА REGNUM), тот ответил: "Посмотрим, что вы скажете, когда Дзинтарс возьмет 20% на выборах. Я не делаю ему рекламу. Это ваши дети. Это вы его выбираете, потому что он в радикальной форме выражает некое общее мнение, и пока оно (мнение) не дойдет до стены, от него не откажутся".

На вопрос ИА REGNUM, почему, признавая существование геополитических и геоэкономических рамок у государств, он исключает из таковых рамок России Прибалтику, которая объективно является частью экономической системы Восточно-Европейской равнины, Колеров ответил: "Россия признает национальный консенсус в странах Прибалтики и Закавказья. Они свой выбор сделали. Мы должны его уважать. Если мы будем вмешиваться, то всегда проиграем и будем виноваты. Люди свой выбор сделали и должны пройти свой путь до конца. Даже если он приведет их к гибели".