На проходившей в Женеве с 4 по 22 августа 63-й сессии Комитета ООН по предотвращению расовой дискриминации, состоящего из 18 экспертов, был рассмотрен отчет латвийского правительства о выполнении Конвенции ООН "О предотвращении всех форм расовой дискриминации". По итогам рассмотрения Комитет ООН принял 21 августа заключительные замечания.

Положительные аспекты, отмеченные Комитетом:

· Принятие поправок к Закону о Конституционном суде, позволяющих подачу индивидуальных жалоб; принятие нового Закона о труде, оговаривающего равное право на труд без дискриминации; введение поправок в избирательные законы.

· Принятие нового Закона об удостоверяющих личность документах, отменившего обязательную запись этнической принадлежности, как это было рекомендовано комитетом в его предыдущих Заключительных замечаниях.

· Комитет поддерживает усилия государства по облегчению процесса натурализации с помощью правовых норм и посвященных этой задаче проектов.

· Комитет приветствует Национальную программу Интеграции общества, принятую в феврале 2001 года, и создание в 2002 году поста Министра по особым поручениям по делам интеграции общества, в задачи которого входит координация анти-дискриминационной и меньшинственной политики, а также политики социальной интеграции.

· Комитет приветствует принятое Конституционным судом решение от 6 июня 2003 года, объявившее неконституционным норму Закона о радио и телевидении, ограничивающую время вещания на языках меньшинств в частных СМИ.

Моменты озабоченности и рекомендации Комитета:

· Комитет озабочен тем, что законодательные нормы, определяющие понятие расовой дискриминации, не находятся в полном соответствии со статьей 1(1) Конвенции. Комитет рекомендует государству приложить усилия к принятию четкого антидискриминационного закона и поправок к Закону о труде.

· Комитет отмечает ведение в действие в сентябре 2000 года нового Закона о государственном языке, нацеленного на развитие латышского языка и лучшую интеграцию лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, в латвийское общество. В то же время Комитет озабочен возможными негативными последствиями узкой и жесткой интерпретации этого закона. А именно, установленные законом языковые требования в сфере занятости, особенно в частном секторе, могут привести к дискриминации меньшинств. Комитет рекомендует государству обеспечить, чтобы результатом применения Закона о государственном языке не стали ненужные ограничения, которые могут создать эффект этнической дискриминации. Комитет призывает государство обеспечить, чтобы подверженные риску группы, в частности заключенные, больные и бедные люди, не владеющие латышским языком, имели возможность общаться с соответствующими властями посредством обеспечения, в случае необходимости, соответствующего перевода.

· Комитет озабочен, что законодательство государства не вполне соответствует требованиям статьи 4 Конвенции (о принятии законов, запрещающих расовую дискриминацию).

· Комитет озабочен тем, что ничтожно мало дел было возбуждено в соответствии с требованиям статьи 4 Конвенции.

· Комитет признает, что политические права могут быть оговорены законом только для граждан. Тем не менее, констатируя, что большинство неграждан проживало в Латвии в течение длительного времени и даже в течение всей жизни, Комитет настойчиво рекомендует, чтобы государство упростило процесс интеграции, предоставив возможность негражданам, длительное время проживающим в стране, право участия в местных выборах.

· Отмечая меры, принятые государством с целью ускорения натурализации неграждан, Комитет не снимает озабоченности ограниченными результатами этих усилий. Комитет озабочен ростом числа лиц, проваливающихся на экзамене по языку, а также возможным отсутствием доступных программ обучения латышскому языку для тех, кто хотел бы этим воспользоваться.

· Комитет выражает озабоченность ограничениями, наложенными на неграждан в сфере занятости. Комитет призывает государство сократить список профессий, предусмотренных только для граждан.

· Признавая важное значение системы образования в создании сплоченного общества, Комитет озабочен тем, что реформа образования, вводящая билингвальное обучение во всех меньшинственных школах с сентября 2004 года, может создать проблемы для лингвистических меньшинств в сфере образования, если она будет вводиться в предложенные сроки. Комитет призывает государство быть внимательным и гибким к потребностям и возможностям людей, непосредственно затронутых и обеспокоенных реформой. Поддержание тесного диалога со школами и местными общинами, включая детей и их родителей, является задачей первостепенной важности в этом процессе. Поэтому Комитет призывает государство внимательно проследить за процессом реформы с тем, чтобы была обеспечена поддержка высокого качества образования, и, в частности, рассмотреть возможность продления переходного периода к билингвальному обучению и не допустить негативных последствий, которые иначе могли бы иметь место.

· Приветствуя возможность создания частных школ, которые, в частности, могли бы предоставлять возможность получения образования на языках меньшинств, Комитет призывает государство обеспечить, чтобы способ финансирования частных школ был в полном соответствии с Конвенцией.

· Комитет озабочен наличием негативных расовых и этнических стереотипов и отмечает, что образовательные и другие меры, предпринятые государством, были недостаточны для борьбы с дискриминационными подходами и практикой.

· Комитет призывает государство консультироваться с более широким спектром организаций гражданского общества, работающих в области прав человека и особенно в области борьбы с расовой дискриминацией, в ходе подготовки следующего отчета.

· Комитет приветствует информацию, что государство рассматривает возможность принятия декларации, предусмотренной статьей 14 Конвенции (о признании права Комитета принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц), и надеется получить дальнейшую информацию об этом в следующем докладе.