"Вопрос белорусской независимости всегда был в центре внимания литовской внешней политики", - заявил 8 июня корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Александр Шпаковский, комментируя особое внимание президента Литвы к вопросу сохранения Республики Беларусь как государства.

Напомним, 7 июня заявила президент Литвы Даля Грибаускайте, выступая с годовым посланием в литовском парламенте, заявила: "Для безопасности Литвы важное значение имеет конструктивное и стабильное соседство. Поэтому для нас важна реализация стратегических проектов в области энергетики и безопасности с Польшей. А независимая Белоруссия - интерес Литвы. Я всегда выступала и буду выступать за метод диалога и сотрудничества с соседями. Однако это не означает, что можно с терпением относиться к направленному против демократических принципов и нарушающему права человека поведению".

По мнению белорусского политолога, заявление президента Литвы может показаться удивительным в Белоруссии, но не вызывает удивления в Прибалтике. "В прибалтийских государствах существует определенная фобия правящей элиты относительно интеграционных намерений российского руководства на постсоветском пространстве. Создание Евразийского союза трактуется отдельными литовскими политиками как политическая акция по воссозданию империи с центром в Москве и влекущая за собой потерю субъектности для Белоруссии и Казахстана, - сказал Шпаковский. - В Прибалтике широко распространено мнение о том, что усиление позиций России неизбежно несет в себе угрозу национальной безопасности их государствам, создает возможность их инкорпорации".

"Фактор "российской угрозы" используется различными силами в ходе организации информационного противоборства и политической борьбе. Отсюда неизбежным становится вывод о том, что в национальных интересах Литвы всячески поддерживать государственный суверенитет стран-соседей", - отметил эксперт.

Напомним, Литва участвует в применении комплекса политических и экономических санкций Евросоюза в отношении соседней Белоруссии, покровительствует оппонентам Александра Лукашенко. При этом официальный Минск заинтересован в ликвидации монополии "Газпрома" на поставки природного газа в республику - в Минске прорабатывались возможности поставок газа из альтернативных источников. Такие поставки возможны из постсоветских азиатских республик или Катара посредством СПГ-терминала в Литве, который будет построен в 2014 году. Литва, в свою очередь, не скрывает своего интереса получать доходы от транзита грузов в белорусском направлении.

Шпаковский считает, что в Литве понимают реальную расстановку сил в соседней Белоруссии. "Несмотря на определенные заигрывания с белорусской оппозицией, литовское руководство прекрасно понимает, что единственным жизнеспособным и реально действующим переговорным субъектом на территории Белоруссии является государственная власть, а вернее - Александр Лукашенко. Обращения непосредственно к белорусскому президенту не раз имели место в риторике г-жи Грибаускайте", - сказал Шпаковский.

Также напомним, официальный Минск выказывает заинтересованность в сотрудничестве со странами Северной Европы, ориентация на которые является одним из приоритетов внешней политики официального Вильнюса. В частности, 7 июня Грабаускайте заявила в Сейме: "Естественно, что сотрудничество со странами Северной Европы во всех сферах остается самым главным приоритетом".

По мнению Шпаковского, сотрудничество со странами Северной Европы для официального Минска будет весьма затруднительным, по крайней мере - в ближайшей перспективе. В частности, эксперт сказал: "Что касается участия Республики Беларусь в североевропейских экономических инициативах, то этот процесс кажется мне маловероятным в ближайшей перспективе по причине несколько изолированного международного политического положения нынешнего белорусского руководства. Хотя, на мой взгляд, укрепление партнерских отношений в области экономики с государствами Балто-Скандинавского региона наряду с экономическим сближением в рамках евразийских инициатив отвечают национальным интересам нашего государства".

Ещё один непростой вопрос белорусско-литовских отношений - строительство БелАЭС в Гродненской области, недалеко от белорусско-литовской границы. Литва также намерена построить свою новую АЭС вблизи этой же границы, причём по технологии японско-американской корпорации "Hitachi - GE Nuclear Energy, Ltd.": станцию планируют пустить в эксплуатацию в 2022 году. Реактор, который предполагается строить в Литве - реактор "кипящего типа": именно такой реактор был в Чернобыле (Украина) и именно такой реактор работал на Фукусиме (Япония). При этом Литва не возражает против планов Польши построить к 2020 году две АЭС вблизи своих границ, но предъявляет претензии Белоруссии и России.

Белорусский эксперт считает, что литовским политикам следует считаться с реалиями. "Вопрос строительства белорусской АЭС дело уже решенное - несмотря на протесты официального Вильнюса и части политической оппозиции внутри нашей страны. Из этой данности и необходимо исходить элитам Литвы и Белоруссии в выстраивании двусторонних межгосударственных отношений", - констатировал Шпаковский.

"Естественно, вопрос строительства белорусской АЭС на Островецкой площадке является раздражающим фактором для белорусско-литовских отношений, однако, на мой взгляд, разногласия по данному вопросу не нарушат основных принципов сотрудничества между нашими государствами, так как в двухсторонней повестке есть более значимые вопросы, о которых сказано выше", - подчеркнул белорусский политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, АЭС в Белоруссии будет построена по российскому проекту АЭС-2006, разработанному ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (входит в российскую госкорпорацию "Росатом"). Российские специалисты построят "под ключ" два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 МВт с реакторной установкой В-491. Первый блок БелАЭС должен быть запущен в 2017 году, второй - в 2018 году. В эти же сроки должна начать работать Балтийская АЭС в Калининградской области. По мнению международных экспертов, официальный Вильнюс опасается конкуренции на энергетическом рынке ЕС, критикуя атомные проекты России и Белоруссии.