"Непринятие Ирана в ШОС показывает, что политика бесконфликтного расширения имеет свои пределы, которые вскоре будут достигнуты", - к.и.н., эксперт киргизского аналитического центра "Полис-Азия" Павел Дятленко поделился с корреспондентом ИА REGNUM краткой оценкой завершившегося в Пекине саммита Шанхайской организации сотрудничества.

"Прошедший саммит был акцентирован на обсуждении проблем постсоветских стран Средней Азии и ближайшего будущего Афганистана, основных военных и политических конфликтов в мире и их воздействии на страны ШОС и саму организацию. Сформулированные основы общей линии реагирования на возможные угрозы позволят в случае кризиса действовать быстрее и согласованно.

Также итогом саммита можно считать продолжение политики бесконфликтного расширения организации и совместного обсуждения проблем участников и векторов их развития. Непринятие Ирана в ШОС показывает, что политика бесконфликтного расширения имеет свои пределы, которые вскоре будут достигнуты", - считает эксперт. По мнению Павла Дятленко, "отношения между Россией и Китаем можно охарактеризовать как сложный и вынужденный баланс между экономической конкуренцией двух экономик и наличием общих политических и внешнеэкономических интересов".

"ИРИ не попала в состав ШОС по нескольким причинам, - считает эксперт центра "Полис-Азия", - в силу наличия санкций ООН и ряда стран против Ирана (и возможностей их дальнейшего усиления) и долгосрочного, труднопредсказуемого по своему развитию, противостояния вокруг иранской атомной программы, вступление Ирана в организацию неизбежно приведет к кардинальному изменению сложившегося баланса и конфигурации ШОС и значительному охлаждению отношений между странами ШОС и Запада (подобное развитие событий крайне нежелательно и для РФ, и для КНР). И без этого Россия и КНР последовательно и целенаправленно защищают Иран на международной арене".

"Получение Турецкой Республикой статуса "партнера по диалогу" в ШОС объяснимо суммой причин: амбиции Турции на статус регионального лидера не противоречат интересам основных игроков в ШОС и самой организации, расширение сотрудничества с Турцией усиливает позиции и влияние ШОС и позитивно повлияет на контакты с другими глобальными и региональными организациями (например, НАТО, ЕС и т.д.)", - подытожил эксперт.