Сегодня последний день кампании по выборам Главы Красноярска. Событие примечательное и для страны, и для региона. Красноярск в этом году стал одним из 14 крупнейших российских городов-миллионников и традиционно считается, наряду с Новосибирском и Иркутском, своеобразным барометром настроений жителей Сибири.

Для самого Красноярска предстоящие выборы - это определенный психологический рубеж после 15 лет градоначальства Петра Пимашкова. При всех проблемах, которые испытывал и испытывает Красноярск, именно с Пимашковым многие горожане связывали перспективы и стабильность в развитии города. Петр Иванович трижды с большим отрывом выигрывал городские выборы. В декабре 2011 года он избрался в Государственную думу РФ и встал вопрос о его преемнике.

На старт вышли 11 зарегистрированных кандидатов на пост главы города. Однако ресурсы для ведения полноценной избирательной кампании были, по мнению экспертов, только у четверых: временно исполняющего обязанности главы города Эдхама Акбулатова, выдвиженца от коммунистов Михаила Осколкова, крупного бизнесмена Александра Коропачинского, до недавнего времени состоявшего в "Единой России", но пошедшего на выборы от "справороссов", и врача Алексея Подкорытова, пользующего поддержкой популярного у части красноярцев предпринимателя и депутата Анатолия Быкова.

Акбулатов построил свою кампанию на подчеркнуто хозяйственной повестке, предложив избирателям довольно обширную программу по развитию города. За полгода своего пребывания во главе городской администрации Акбулатов реализовал несколько инициатив с сильным пиаровским потенциалом, начиная от новых требований к городской застройке и акции "миллионному городу - миллион деревьев" - до серьезного обновления кадров городских управленцев.

Серьезное внимание штаб Акбулатова обратил на различные формы общения кандидата с избирателями, от традиционных встреч в коллективах и по месту жительства до публичного обсуждения с экспертным сообществом актуальных городских проблем и активной работы с интернет-средой.

Эта публичность была очень важна для ведения кампании. Дело в том, что наряду с большой известностью (Акбулатов долго работал в городе и в крае, даже непродолжительное время исполнял обязанности губернатора), врио мэра отличался "закрытым" стилем руководства и не имел опыта выборов.

Серьезным преимуществом Акбулатова является то, что его кандидатура приемлема для большей части краевой и городской элиты, включая, что немаловажно, сторонников Петра Пимашкова. Поэтому Акбулатову значительно легче, чем другим кандидатам, расширять свой ядерный электорат.

Его оппоненты изначально были достаточно жестко позиционированы в общественном сознании горожан как представители конкретных и достаточно жестко ограниченных электоральных групп: строительный бизнес, мелкие предприниматели с полукриминальным оттенком, протестники с низким уровнем доходов, левая молодежь.

В принципе оппозиционно настроенный электорат традиционно значителен в Красноярске и составляет до трети избирателей. Но его мало что объединяет, кроме общего недоверия к власти.

Завершающаяся избирательная кампания еще раз доказала эту особенность местного политического пространства. Кроме Акбулатова, о своей оппозиции действующей власти заявили все основные кандидаты. Однако их попытки построить кампанию на выдвижении каких-либо конструктивных и объединяющих альтернатив по развитию города быстро выдохлись.

И дело не только в недостатке креатива. Очень уж разного по своим настроениям избирателя эти кандидаты представляют. Практически сразу стало ясно, что проекты строительного магната Коропачинского не совпадают с антиолигархической риторикой Осколкова и оба в свою очередь расходятся с "нашистскими" идеями Подкорытова и Быкова.

Поэтому все кампании оппозиционных кандидатов пошли по многократно проторенному политтехнологами незатейливому руслу: от негатива. Однако похоже, что назойливая критика лично Акбулатова и городской власти в целом, успеха не имела.

Третья подряд менее чем за год крупная избирательная кампания в городе повысила иммунитет избирателей против "черных технологий". Социологические опросы показали, что люди устали от оголтелой критики и вовсе не считают ее синонимом "обновления". Более всего ценятся реальные поступки кандидатов, их умение учитывать различные интересы, находить правильный баланс между стабильностью и развитием.

Понимая, что только на волне негатива Акбулатова не догнать, штабы ряда кандидатов попытались поспешно переформатировать повестку выборов, придав ей политический характер и присоединив к федеральному протестному тренду. В ход пошла идея консолидации (неважно на какой платформе) всех оппозиционных сил для противостояния власти.

Формально инициатива исходила от многообещающего (в прямом и переносном смысле) федерального политика Михаила Прохорова, который как ни грозился, но своего кандидата для выборов мэра не нашел. За эту идею немедленно ухватились политтехнологи нескольких красноярских штабов, явно испытывавших к этому моменту кризис жанра.

В результате в Красноярске были проведены т.н. "народные праймериз". По их итогам единым кандидатом от оппозиции был провозглашен Коропачинский. Однако праймериз оказались больше похожими на проведенную в его пользу политтехнологическую операцию, чем на действительное объединение оппозиционной части электората. Говоря на языке бокса, Коропачинский провел на праймериз "бой с тенью", т.е. со специально подобранными тремя кандидатами, заведомо его слабее.

Два наиболее влиятельных оппозиционера: Осколков и Подкорытов (читай Быков) оказались за бортом праймериз. Быков откровенно заявил, что не желает быть пешкой в чужой игре. Что же до Осколкова, то коммунисты без лишних затей просто отреклись от своего бывшего выдвиженца и даже безуспешно попытались снять его с выборов.

Трудно сказать, как будет объяснять сию метаморфозу лидер красноярских коммунистов Петр Медведев, но вряд ли такая откровенная сдача партийных позиций "справороссам" и бизнесмену Коропачинскому обрадует протестный коммунистический электорат.

Основная борьба 10 июня (голосование в Красноярске однотуровое) развернется между Акбулатовым, Коропачинским, Подкорытовым и Осколковым. Судя по данным социологии на начало июня (более поздние результаты закон не разрешает обнародовать), Акбулатов сохранял первенство, хотя его отрыв от других кандидатов несколько сократился.

Интрига кампании сохраняется. Серьезные коррективы может внести явка избирателей. В Красноярске установилась прекрасная летняя погода, что на фоне трехдневных выходных дней может резко снизить желание избирателей идти на участки. Над этой проблемой сейчас думают практически во всех избирательных штабах. Наибольшие трудности могут возникнуть как раз для Акбулатова. Известно, что лояльный к власти избиратель внутренне менее мотивирован на участие в голосовании, чем протестный электорат.

Во-вторых, важен не только победитель, но и общее распределение мест, разрыв между ними. Эти результаты протестируют настроения избирателей, приверженность их той или иной повестке, которой следовали кандидаты, позволят сделать выводы о перспективах различных партий и движений.

Поэтому с интересом будем ждать 10 июня сообщений из Красноярска.