5 июня 2012 года в польском издании Polityka Cyfrowa было опубликовано интервью с известным американским политологом Фрэнсисом Фукуямой о современном мире и хаосе в нем. ИА REGNUM публикует в переводе с польского фрагменты этого интервью.

В своей "Истории политического порядка" вы утверждаете, что государство появилось в Китае. Почему не в Греции?

Фукуяма: Греки изобрели демократию, но именно китайцы изобрели современное государство. Я не имею в виду вообще любое государства, а только то безличное состояние, когда все граждане рассматриваются относительно одинаково, которое имеет монолитное право и централизованную администрацию. Такого типа государство появилось в Европе только под конец семнадцатого века с появлением централизованной монархии во Франции и Швеции. Китайцы сделали то же самое в третьем веке до нашей эры, за две тысячи лет до европейцев.

Но эффективное государство не является единственным условием для создания политического порядка.

Фукуяма: Да. Два других условия были - верховенство закона и демократическая ответственность правительства. Эти два компонента в Китае никогда не были разработаны: не было никакого права, которое ограничивало бы власть императоров, на сегодняшний день нет той же демократии.

Несмотря на это власть в Китае успешна, экономика находится на подъеме. Для некоторых авторитарный капитализм является альтернативой либеральной демократии.

Фукуяма: - Китайцы в состоянии быстро принимать важные решения. У нас же ни у кого нет мужества, кому-нибудь отказать в чем-нибудь. Но китайскую экономическую модель в долгосрочной перспективе трудно сохранить, а политическая модель весьма уязвима к шокам. Ее легитимность кончается, когда она не способна обеспечить высокие темпы роста, и тогда Китай ожидают большие проблемы.

В Европе мы имеем государства, верховенство закона и демократию. Несмотря на это, существует широко распространенное мнение, что наш мир находится в состоянии кризиса.

Фукуяма: - Необходимо сохранить пропорции в понимании. Когда мы говорим, что в Европе или в Америке нет порядка, то это просто неправда. У нас есть большой политический порядок, его несравненно больше, чем в Гаити, Афганистане или Сомали. Мы признаем как должное существование таких институтов, как государственное управление, ответственность перед избирателями и верховенство закона. Эти учреждения часто не работают должным образом, наши правительства делают ошибки, но мы можем их исправить. У нас также есть гарантии, что на улице полиция нас защитит, и мы получим справедливое решение суда. Это те элементы политического порядка, который во многих странах, вовсе не очевидны.

В 90-е годы были популярны исследования состояния упадка, как вы отметили, в Гаити, Сомали и Афганистане. Является ли Греция государством в состоянии упадка?

Фукуяма: - Может быть, сегодня она является одним из слабейших государств в Европе, но я бы не назвал ее несостоявшимся государством. В Греции дело не дошло до подрыва безопасности и нарушения общественного порядка. Хаос в греческой политике понятен, учитывая то давление, под которым страна оказалась. Проблема Греции в том, что это государство никогда не прошло полностью цикл модернизации, а ее политическая система основана на клиентеле. Каждая правящая партия раздавала своим людям всякие посты, а греки сделали так много долгов, потому что у них нет институтов, способных контролировать рост публичного сектора.

Но в Греции также имеются более глубокие проблемы. Общественность демонстрирует очень низкий уровень доверия. Это недоверие было усилено в результате гражданской войны, потерь во время Второй мировой войны, и, наконец, в годы военной диктатура. Этот опыт и недостатки способствовали низкому чувству народной солидарности. Одновременно, те же греки, сегодня сталкиваются с проблемой построения современного государства.

Как это сделать и можно ли этот процесс запрограммировать вообще?

Фукуяма: Соединенные Штаты пережили около ста лет, когда их политическая система очень напоминала то, что мы имеем сегодня в Греции. Две политические партии боролись друг с другом, и когда достигали власти, замещали государственные посты своими людьми. Не существовало бюрократии, основанной на заслугах или на чем-либо еще, что напоминало бы современное государство в мире девятнадцатого века. Но так как страна модернизировалась экономически, то было поступательное движение реформ, которые выступали за создание современного государства. Это движение отвергало должностных лиц, имевших политическое происхождение, кумовство, коррупцию. В конечном итоге, реформаторы сумели построить американское государство на федеральном уровне и поставить его на новых основаниях.

В Греции этот процесс еще не начался. При всех страданиях, в которых пребывает эта страна, ни одна из политических партий не ведет кампанию под лозунгом построения современного государства. Вот чего не хватает сегодня, греческой политике. Итальянцы также имеют не модернизированное государство. Там эта проблема еще более понятна. Италия возникла в девятнадцатом веке из сочетания средиземноморского, даже африканского Юга с европейским развитым Севером. Коррупция и кумовство на юге все еще борются с процветающей и современной экономикой на севере страны. То же самое можно видеть на европейском уровне, пока не встанет на ноги современное государство, не будет основы для последовательного управления экономикой.

Некоторые видят в Афинах второй Веймар. Пример провала политического класса, который может привести к краху демократии, и, возможно, к большим трудностям.

Фукуяма: Греция не будет второй Веймарской республикой, поскольку слишком мала, чтобы стать проблемой для всей Европы. Гораздо больше беспокоят меня такие люди, как Герт Вилдерс в Голландии, "Истинные финны" в Финляндии, Народная партия в Дании, или Новые демократы в Швеции - все эти правые популисты в Европе. Это ответ на то, как политические элиты экспериментировали с европейским проектом. На сегодня явление настолько анти эмиграционное, насколько анти европейское, а его мощь черпают из уверенности разрастания Европейского Союза. Эту реальную угрозу для Европы еще больше усугубил финансовый кризис, потому что эти же элиты создали несовершенные институты в зоне евро, которая сейчас оказалась в центре кризиса.

Немецкий проект углубления валютного союза путем установления большей бюджетной дисциплины только ухудшит ситуацию, потому что подобное объединение не имеет всеобщей поддержки. И это исходит именно от популистской оппозиции. Каждый раз, когда избиратели в одной из европейских стран заявляли на референдуме "нет" более глубокой интеграции, элиты, порочащие эти решения, заставляли каждого человека голосовать еще раз в соответствии с принципом, что они будут просить до тех пор, пока они не получат правильного ответа. Этот способ вызвал много обид по отношению к Европе, и сегодня никто не готов к бюджетному союзу, который является целью еврозоны. Люди не готовы отдавать важные символы суверенитета.