Оппозиционный "Совет Национального Возрождения" раскрыл план свержения Лукашенко

Москва, 6 июня 2012, 14:40 — REGNUM  

Белорусской политической эмиграцией создан оргкомитет "Совета национального возрождения" Белоруссии, из которого в перспективе может быть сформировано теневое правительство. Председатель оргкомитета, бывший командир 5-й отдельной бригады спецназа Владимир Бородач, бежавший из Белоруссии и находящийся в политической эмиграции, 28 мая заявил о заседании оргкомитета по созданию "переходного правительства Белоруссии", членами которого могут стать экс-кандидаты в президенты Белоруссии Александр Милинкевич, Александр Козулин, Андрей Санников и Владимир Некляев. По словам Бородача, целью данного "переходного правительства" является смена конституционного строя в Белоруссии.

Инициатива белорусских политэмигрантов вызывала однозначную реакцию лишь у представителей официального Минска, в среде белорусской оппозиции идеи, озвученные Бородачом, вызвали жаркие споры. Вскоре, 1 июня оргкомитет по созданию "Совета Национального Возрождения" обнародовал свой "Меморандум", в котором изложил цель и задачи борьбы. В интервью корреспонденту ИА REGNUM представитель оргкомитета Ануфрий Романович пояснил отдельные положения программного документа и ответил на ряд вопросов о будущем белорусско-российских отношений с точки зрения белорусской политэмиграции.

ИА REGNUM: "Совет Национального Возрождения" среди стоящих перед ним задач видит такие, как "восстановление и сохранение политического суверенитета Республики Беларусь; пересмотр незаконных соглашений, договоров, ущемляющих или ограничивающих белорусский государственный суверенитет". Следует ли из заявленных Оргкомитетом задач, что Республика Беларусь на данный момент не обладает государственным суверенитетом? Стоит ли ждать пересмотра всех белорусско-российских договорённостей - о Союзном государстве, Таможенном союзе, ЕЭП, Евразийском союзе?

РБ обладает суверенитетом, но это, скорее, суверенитет диктатора, готового жертвовать чем и кем угодно для удержания личной власти. В этой связи стоит сослаться на "белорусского Геббельса" Вадима Гигина (главного редактора печатного органа Администрации президента Белоруссии - журнала "Белорусская мысль" ("Беларуская думка"), - прим. ИА REGNUM), который заявил о том, что главным фактором, гарантирующим суверенитет Республики Белоруссия, является "фактор Александра Лукашенко", который не согласен стать "губернатором Северо-Западного края". По словам Гигина, России невыгодно лишать Белоруссию независимости по той же "личностной" причине: Кремль якобы боится того, что Лукашенко как лидер инкорпорированной Белоруссии получит политико-правовой статус российского политика и станет "одним из самых влиятельных государственных деятелей России".

То есть, даже официальная пропаганда подтверждает, что суверенитет Белоруссии основан, прежде всего, на личности Лукашенко. Так что мы имеем: суверенное государство или суверенную диктатуру? Согласитесь, это совсем не одно и то же. С нашей точки зрения, государственным суверенитетом в настоящее время Белоруссия обладает лишь формально. Если говорить о главных его составляющих - международное признание, дипломатический суверенитет, военный, экономический и культурный, - то на данном этапе Белоруссия не является в полной мере суверенным государством ни по одному из вышеперечисленных признаков. Лукашенко, как глава государства, не признан большинством стран мира, дипломатические скандалы стали неотъемлемой частью внешней политики. О военном суверенитете говорить также не приходится; экономика страны находится в жесткой зависимости от России и внешнего кредитования, а национальная культура, находясь под жестким контролем госорганов, с момента прихода Лукашенко к власти постепенно уничтожается.

Мы добиваемся возврата суверенитета к Республике Беларусь, которая будет иметь законную и цивилизованную власть, избранную на выборах, а не в результате фарса. Источником такой власти будет свободно выраженная воля народа как единственный законный источник любой светской власти.

Что касается второй части вопроса. Белоруссия находится между Россией и ЕС, этим сказано всё. Ни один вменяемый политический лидер не может игнорировать этого простого географического факта. Мы прекрасно понимаем, что не существует "глобуса Белоруссии", так же как не существует "глобуса Европы". Белорусская экономика связанна с российской, да просто дотируется Россией - это тоже факт, отрицать который, человек в трезвом уме не может. Как патриотам нашей Родины нам больно и стыдно осознавать это, но мы считаем своим долгом говорить правду. О каком разрыве в таких условиях может идти речь? Около миллиона белорусов сегодня зарабатывают на жизнь в России, что в случае пересмотра существующих договоров с ними делать? Да, то положение, которое сложилось, постыдно для нашего трудолюбивого, образованного и цивилизованного народа, но это не вина народа, а его беда. Это положение - результат бездарного 18 летнего (!) правления Лукашенко, попытки диктатора построить государство по книге "Моя борьба" его любимого автора. Белорусы не хотят быть "нахлебниками" у кого бы то ни было: ни у России, ни у ЕС, ни у США.

Мы считаем, что идея Евразийской экономической интеграции имеет огромный потенциал, длительную историю и разработанную философскую базу. Но Евразийская интеграция полностью реализует свой потенциал только тогда, когда, начавшись на Востоке с Петропавловска-Камчатского, на Западе новый экономический союз будет доходить до Бреста на Атлантике, а не Бреста не Буге. Мировой экономический кризис, которого, судя по всему, избежать не удастся, делает эту идею не идеей выбора или возможности, а идеей необходимости, которая будет принята вне зависимости от желаний-нежеланий отдельных политиков.

ИА REGNUM: В Меморандуме также предусмотрен "конституционный референдум по вопросу отношения белорусского народа к "евразийскому союзу", "европейскому союзу", об участии страны в военных блоках (ОДКБ, НАТО)". Означает ли это устремление к возобновлению практики регулярных референдумов 2-й половины 90-х годов с вынесением на рассмотрение белорусов важнейших вопросов внешней и внутренней политики?

Нет, о "регулярности" вопрос даже не стоит. Регулярные референдумы экономически не выгодны. Кроме того, в переходный период необходимо будет восстановить свободу и независимость СМИ, для того, чтобы общество имело возможность и время для осознания наиболее острых проблем и возможных методов их решения. После этого целесообразным представляется проведение одного референдума по наиболее острым проблемам.

ИА REGNUM: В Меморандуме говорится: "Мы обращаемся к политическому руководству государств Запада, США". Значит ли это, что декларируемое Оргкомитетом "отстранение от власти "семьи Лукашенко" будет проходить так, как проходило отстранение "семьи Каддафи" или "семьи Милошевича"? Во-первых, позвольте Вас поправить, в меморандуме говорится: "...Поэтому мы обращаемся за помощью и поддержкой к России, Западу, США, ко всем людям доброй воли...". И далее в тексте мы поясняем, чего ожидаем от руководства России. А в следующем абзаце "Мы обращаемся к политическому руководству государств Запада, США... " и говорим о своих ожиданиях от этих стран. Считаем необходимым указать на это, так как данный момент носит принципиальный характер. В самом Вашем вопросе есть признание того факта, что время власти "семей" над целыми странами безвозвратно ушло в историю. Одновременно хотим подчеркнуть, что мы выступаем категорически против любого вооружённого вмешательства в дела Республики Беларусь с любой стороны.

Белоруссия - европейская страна, народ которой способен бескровно решать свои внутренние проблемы. Вариант "Каддафи" не подходит не только по религиозным, юридическим, этическим соображениям, но и по совершенно рациональным причинам: "Семья" и приближённые накопили, по оценкам некоторых аналитиков, более 10 млд. долларов США, приобретенных незаконным путём (уворовали у народа) - а это, между прочим, почти треть валового внешнего долга страны. И эти деньги должны быть "семьей" возвращены Белоруссии.

До сих пор к насилию и кровопролитию для захвата и удержания власти прибегал только Лукашенко, но не его политические противники в Белоруссии. Вместе с тем, при обострении ситуации мы считаем, что патриотические силы имеют моральное право на адекватный ответ на насилие со стороны режима.

ИА REGNUM: Оценивая ситуация в РБ, авторы Меморандума констатируют: "Материальная помощь, заемные средства проедаются и разворовываются, экономика не развивается". Рост ВВП, увеличение товарооборота и экспорта - разве это не признаки развития?

Сами по себе показатели роста ВВП и экспорта не являются признаками развития, так как вырваны из общего контекста. Белоруссия бьет мировые рекорды по девальвации внутренней валюты, а инфляция за 2011 год составила 108.7%. Экономика однозначно неэффективна, однако план ее развития - эта тема отдельной дискуссии.

ИА REGNUM: Авторы Меморандума отметили также "Руководство белорусских антиправительственных политических организаций выродилось и превратилось в имитацию, диссидентство, политиканство". Почему так произошло и почему у "Совета Национального Возрождения" может быть другая судьба?

Вырождение оппозиции и её превращение в группу маргиналов произошло вследствие полной "зачистки" спецслужбами режима политического поля в республике и отсутствия, в этой связи, возможности ведения активной легальной политической борьбы внутри страны. Многие из тех, кто пришел в политику изначально, были намерены искренне противостоять режиму, однако с конца 90-х годов принципиальная и честная позиция в противостояние диктатуре стала невозможной для тех, кто находится внутри республики. Наиболее последовательные противники режима были физически уничтожены, и никто до настоящего времени не был привлечен за это к ответственности. Как результат - оставшиеся оппозиционеры были запуганы и ограничены в методах и средствах противостояния, а зачастую просто "создавались" в коридорах власти для оказания воздействия на политику других государств по отношению к Белоруссии, в том числе и для манипуляции общественным мнением в России. Оппозиционные политики стояли перед выбором - уйти из политики и заняться чем-то другим, либо продолжать участие в маскараде спецслужб. Материально выгоднее оказалась имитация борьбы, следствием которых стало создание множества маскарадных политических партий и движений, никакого влияния на внутриполитическую жизнь страны не оказывающих, но успешно осваивающих материальную помощь в своих личных целях.

К созданию Совета национального возрождения изначально были привлечены только те противники режима, которые не имели отношения к получению каких-либо материальных дотаций, а наоборот - тратили свое личное время и средства на противостояние диктатуре; те, кто на протяжении долгого времени отказывался от участия в псевдооппозиционном маскараде и отчетливо осознавал все эти годы бесперспективность пути, по которому движется "карманная" оппозиция режима. У нас достаточно большое представительство как внутри страны, так и за рубежом, мы, наконец, предприняли первую попытку объединить все здоровые протестные силы по всему миру.

Действенных попыток в этом направлении (создании Системы сопротивления с инфраструктурой) никто и никогда не предпринимал, хотя многие противники режима и заявляли о том, что между лукашистами и народом идет война. О создании оппозиционного информационно-аналитического центра говорилось давно, но эта идея воспринималось в штыки внедренными в оппозиционный бомонд агентами режима. Присутствие большого числа как бывших, так и действующих работников правоохранительных органов и силовых структур в СНВ позволяет выразить уверенность, что борьба с "семьёй" Лукашенко приобретет новый характер - до этого игра велась в одни ворота. Созданное движение системно организованно, способно противостоять разлагающему влиянию спецслужб, имеет стратегию борьбы, ясно осознаёт цели и задачи, является политически ответственным, готово говорить правду, какой бы горькой она ни была, народу и сторонникам.

ИА REGNUM: Как "Совет Национального Возрождения" намерен решать проблему своей легитимности, координируя деятельность из центра за рубежом?

Мы считаем, что легитимность любой власти основывается на том доверии, которое оказывает ей народ, как единственный законный источник власти, на её способности обеспечить национальное единство и преемственность в переломные моменты истории. Только народ вправе определять, какими правами обладает тот или иной орган, структура или движение.

Как сообщало ИА REGNUM, в мае глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис в интервью неправительственной организации "Carnegie Europe" ("Фонд Карнеги") заявил: "Я на самом деле устал от поддержки планов белорусской оппозиции. Оппозиция раздроблена. У нее нет никакой внятной линии по подготовке к следующим выборам". Вскоре, белорусский эмигрант Владимир Бородач сообщил о том, что недавно в Вильнюсе прошло заседание оргкомитета по созданию "переходного правительства Белоруссии", членами которого могут стать экс-кандидаты в президенты Белоруссии, а 1 июня оргкомитет по созданию "Совета Национального Возрождения" обнародовал свой программный документ - "Меморандум", в котором изложил цель и задачи борьбы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.