Политика интеграции вызывает раздражение в казахстанском обществе, способствует росту протестных настроений и падению авторитета власти среди населения. Кроме того, скептично к интеграции относится сама казахстанская элита и чиновники, уверенные в необходимости продолжения многовекторной политики. Но многие, однако, не осмеливаются возражать лидеру (президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву - ИА REGNUM). Об этом в ходе виртуального круглого стола "Советы Владимиру Путину" на базе проекта "Центральная Евразия", заявил казахстанский политолог Аскар Нурша, комментируя совместные интеграционные проекты России и Казахстана. По его мнению, "если власти будут упорно" продолжать "продвигать идею интеграции, то не исключено ускорение брожения на властном олимпе. "Продавливание" Россией интеграции ведет к отторжению и призывам активизировать контакты с Западом и Турцией, чтобы противопоставить их российской политике" - уверен Нурша.

Он без обиняков заявляет, что "подчиненные власти казахстанские аналитические структуры и СМИ полностью заполняют эфир и информационное пространство проинтеграционной риторикой, создавая видимость и иллюзию полной поддержки политики Астаны в отношении евразийской интеграции". Но при этом, по мнению политолога, "невооруженным глазом заметно, что по отношению к евразийской интеграции казахстанское общество разделилось. Интеграция поддерживается, с одной стороны, незначительной по составу ведущей элитной группой, а, с другой стороны, пользуется поддержкой и симпатией неказахского и нетюркского населения, которые видят в интеграции с Россией шанс на упрочение или сохранение своих позиций в бизнесе и власти, а в перспективе надеяться на переход Казахстана под контроль Кремля. К ним примыкает космополитизированная и русифицированная прослойка казахов, напуганная вероятностью перехода Казахстана к моноязычию и их вытеснения на маргинальные позиции в обществе, что конечно, не отражает действительности" - уверен он.

Политолог убежден, что "политике в области евразийской интеграции оппонирует казахское большинство, представляющее собой также электоральное большинство, и активная часть национально-ориентированной интеллигенции, творческой элиты, которых в СМИ предпочитают именовать национал-патриотами. Последовательно против евразийской интеграции выступает часть казахстанской оппозиции, от имени которой выступает Булат Абилов, лидер ОСДП (на самом деле - председатель партии "Азат", сопредседатель незарегистрированной ОСДП "Азат". Кроме того, в действительности, от имени немногочисленной упомянутой части оппонентов режима выступает сразу несколько политических деятелей - ИА REGNUM). Резко против интеграции выступает казахская молодежь - поколение 80-х и 90-х, то есть тех, кто не застал СССР и не испытывает ностальгии по советскому прошлому. Причем, влияние этой части населения будет с каждым годом возрастать" - заявил политолог, не поясняя при этом, проводились ли исследования по этой тематике и самое главное, кем.

Более того, убежден Аскар Нурша, "было бы ошибкой противопоставлять село и город в данном вопросе. Казахская городская молодежь, в основном трехязычная, то есть наряду с казахским и русским языками активно изучает английский и соответственно ориентируется в большей степени на привлечение передового европейского и западного опыта. Интеграция с Россией рассматривается ими как ограничение возможности развиваться в качестве независимого государства". На этом фоне, "достаточно многочисленная часть населения занимает пассивную позицию, избегая политики и занимаясь вопросами повышения своего благосостояния. Хотя беспокойство по поводу перспектив вхождения Казахстана в Евразийский союз заметно" отмечает эксперт.

На мой взгляд, заключает Аскар Нурша, "Россия - важная часть геополитического баланса в Центральной Азии. Казахстан заинтересован в углублении двусторонних связей с Россией, развитии системных добрососедских отношений и тесном сотрудничестве в сферах экономики и безопасности. Однако, болезненный исторический 250-летний опыт существования с Россией в рамках единого государства, говорит о том, что нам все же лучше "дружить домами и семьями" в рамках отдельных государств".