"Все как всегда", "простой бизнес, как обычно" - такие оценки звучали в Европе по итогам первого дипломатического блиц-тура 1 июня в Германию и Францию вновь избранного президента Российской Федерации Владимира Путина, а потом и последовавшего за ним саммита Россия - ЕС 3 и 4 июня в Санкт-Петербурге. Подобного рода оценки должны свидетельствовать, казалось бы, о преемственности европейского вектора внешней политики России после президентских выборов 4 марта 2012 года. Последовательность поездки - сначала в Белоруссию, а потом в Старую Европу - явилась подтверждением буквально по пунктам указа нового президента РФ от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" - за §1 пунктом "д" последовал §1 пункт "ж".

И в Берлине, и в Париже на высшем уровне речь шла о развитии экономического и культурного сотрудничества РФ с Германией и Францией. На саммите России и ЕС в Санкт-Петербурге, на который прибыли из Брюсселя председатель Еврокомисии Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейского совета Герман ван Ромпей и верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон, а также комиссар по энергетике Гюнтер Отингер, речь шла опять же, в основном, по старым темам. Обе стороны подтвердили "стратегическое партнерство" в своем стремлении создать "единое экономическое и человеческое пространства от Атлантического до Тихого океана". В Санкт-Петербурге были продолжены переговоры о подготовке нового базового соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом об этом самом партнерстве. Опять стоял вопрос о реализации старой программы "Партнерство для модернизации", под которой европейцы подразумевают обмен фундаментальных политических реформ на получение Россией современных технологий из Европы.

Что касается самой России, то ей, "как всегда", интересно в ближайшей перспективе заключение соглашения с Европейским Союзом об отмене виз при краткосрочных взаимных поездках граждан. Переговоры вновь коснулись претензий России к программе III энергетического пакета ЕС, вступившего в силу в марте 2011 года. Здесь России важны гарантии ее инвестиций в крупные трансграничные инфраструктурные энергетические проекты. В Берлине президент Владимир Путин объяснил канцлеру Ангеле Меркель, что возникшие в последнее время споры с Норвегией по энергетической проблематике не угрожают альтернативным источникам энергоснабжения ЕС. Россию волнует состояние дел с валютой ЕС евро, текущий финансовый кризис в еврозоне. Ведь 40% резервов РФ номинированы в европейской валюте и размещены в германские долговые обязательства, которые в обстановке финансового кризиса сейчас совершенно потеряли доходность.

Европейцам интересно вступление России в ВТО, которое открывает новые возможности для углубления торгового сотрудничества и инвестиций. Баланс торговли между ЕС и Россией сейчас в пользу последней (российский экспорт в ЕС в 2011 г. - €199.404 млрд., импорт из ЕС - €108.423 млрд.). Уже в краткосрочной перспективе европейцы надеются, что будут сняты периодически возникающие препятствия на экспорт продовольствия в Россию. Россия является третьим по абсолютным показателям торговым партнером ЕС после США и Китая. На нее приходится около 10% внешней торговли ЕС. Для России, несмотря на имеющийся торговый дисбаланс в ее пользу, торговля с ЕС более значима - более половины своих доходов она получает с этого направления. Европейцы, в свою очередь, хотели бы снизить долю зависимости от российских поставок энергоносителей.

"Все как всегда" в прошедших трех саммитах 1, 3 и 4 июня было понято европейцами, как стремление России сохранять без резких изменений прежнюю разновекторность внешней политики и существующий формат отношений. Спорными остаются сферы поставки энергоносителей, торговли, доступа на рынки и гуманитарные области политики с их правами человека. Однако нынешние внутриполитические обстоятельства якобы совершенно исключают для Путина возможность каких-либо внешнеполитических импровизаций на европейском направлении. Новый российский президент находится под давлением, когда он едет в Париж и Берлин, считают европейцы. По их мнению, в существующих условиях российский президент не желает изоляции в главных европейских столицах. Поэтому можно в очередной раз потребовать геополитических уступок от российского президента. Если европейцы их не получат, то пропагандистский эффект компенсирует мнимую неудачу.

Первая поездка российского президента за рубеж состоялась на фоне информационной кампании Запада, последовавшей после случившегося 25 мая известного события гражданской войны в Сирии, получившего название "резня в Хоуле". По сообщению наблюдателей ООН, в ходе инцидента в сирийской деревне Хоула погибло 108 мирных жителей, включая 49 детей и 34 женщины. Странным является то обстоятельство, что "инцидент в Хоуле" перекликается названием с другим печальным происшествием - "резней в Хуле" - событием, случившимся 31 октября - 1 ноября 1948 года в ливанской деревне Хула, когда израильская милиция уничтожила арабское население этой деревни. Теперь в средствах массовой информации, как Запада, так и России встречается двоякое написание места сирийской трагедии 2012 года - как "Хоула", так и "Хула".

Как бы там ни было, но происшедшее в Сирии 25 мая и возможные последствия обязательно должны были стать и стали предметом обсуждения на переговорах президента Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель и новым президентом Франции Франсуа Олландом. Так, в частности, обсуждение сирийского кризиса между главами государств было вынесено на публику, когда президент Олланд после переговоров в Елисейском дворце в Париже допустил дебаты на пресс конференции со своим российским гостем по вопросу возможного решения сирийской проблемы.

Во время поездки Путина по двум европейским столицам в пятницу находившаяся в Осло госсекретарь США Хиллари Клинтон "ударила" по России, заявив, что не верит в ее беспристрастность в сирийском конфликте. "Мы знаем, что была постоянная торговля оружием даже и в прошлом году из России в Сирию. Мы также считаем, что непрерывные поставки оружия из России усилили режим Асада", - сказала Клинтон на пресс конференции в Осло, Норвегии. Сказанное Клинтон было репликой на утверждение Путина на пресс конференции в Берлине, что Россия не поддерживает ни одну из сторон в сирийском внутреннем конфликте. Подобное заявление российский президент повторил в Париже. Вряд ли он смог кого-то убедить в европейских столицах. В западных СМИ неоднократно звучало, что Сирия является последним в регионе Ближнего Востока союзником России еще с советских времен. Военно-стратегическое значение морской базы в Тартусе в Сирии для присутствия русского военно-морского флота в Средиземноморье также прекрасно осознается Западом.

Не трудно заметить, что при описании блиц-визитов Путина в Берлин и Париж 1 июня в американских СМИ, американцам важно было представить, что и немцы, и французы действовали солидарно с США против России. Правда, тот же Washington Post вынужден был признать, что голоса европейских союзников из-за конкретных экономических и политических причин не звучали решительно. Каддафи мертв. А главные европейские акторы ливийской интервенции Николя Саркози (Франция) и Сильвио Берлускони (Италия) - в отставке. Случившееся во время поездки Путина в Берлине и Париже агентство Associated Press справедливо расценило, как совместное давление Запада в лице США, Франции и Германии на Россию в сирийском вопросе. Позиция Запада по данной проблеме вновь была подтверждена в Санкт-Петербурге на саммите ЕС в минувшее воскресенье во время переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Цель давления - заставить Россию отказаться от защиты Сирии в Совете безопасности ООН при принятии резолюции о введении международных санкций против Сирии. В итоге была проверена степень твердости позиции нового российского президента по отношению к сирийскому союзнику. Сейчас Запад пытается убедить всех, что интервенция в Сирии не стоит на повестке дня. Евросоюз ослаблен развивающимся в нем кризисом, а сама Клинтон, в частности, заявила, что сирийская ситуация отличается от того, что происходило в Ливии. По ее утверждению, Арабская Лига не призывает к интервенции в Сирию, сирийская армия относительно сильна, а антиправительственные мятежники не контролируют компактной территории в Сирии. Тем не менее, в западных столицах убеждены - падение режима Асада неизбежно, и это только вопрос времени.

Итак, прошедшие саммиты состоялись под знаком антисирийской риторики Запада и обсуждения прежних проблем. На этом поле отличился новый президент Франции.

Блеск Константиновского дворца больше не влияет на восприятие европейцев. 29-й саммит Россия - ЕС стал рутинным мероприятием. Между тем углубляющийся кризис Евросоюза и попытки его реформирования в сторону централизации требуют развития нового формата в отношениях России и ЕС. Рамки жестко привязанных саммитов по полугодиям лишают гибкости российскую внешнюю политику на этом направлении. Прежняя формула - "сначала серьезные разговоры с реальными национальными лидерами, а потом церемониальные встречи с малозначительными брюссельскими бюрократами" - должна быть пересмотрена. Выдвижение на первый план "серьезных разговоров" с Брюсселем по новому спектру проблем не отменяет "серьезного диалога" с Берлином и Парижем. По крайней мере, подобная формула сможет ослабить антироссийскую риторику нового поколения политического руководства Франции и, возможно, в скором времени и Германии.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM.