История с заявлением главы Муслюмовского района Ришата Хабипова, который, по данным газеты "Ирек Майданы", обделил 58-летнюю пенсионерку-погорелицу Надежду Чекашкину государственной помощью из-за того, что она русская, а не татарка, получила развитие. После официального запроса от зампредседателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина в Муслюмовском районе стали срочно принимать меры. Для того, чтобы оценить ситуацию, в деревню Русский Шуган (330 км от Казани) по просьбе ИА REGNUM отправился эксперт, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.

Дом, в котором позволили жить Чекашкиной

Вместе со мной в деревню отправились сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов и сопредседатель правозащитной организации "Казанский гражданский союз" Борис Бегаев.

Информация о нашем приезде каким-то образом заранее стала известна администрации Муслюмовского района, хотя решение о поездке принималось буквально накануне. То, что чиновники района тщательно подготовились, стало понятно при въезде в село Русский Шуган (население 630 человек). При упоминании фамилии Чекашкиной местные жители менялись в лице и как по команде начинали рассказывать, что глава района Ришат Хабипов - "мудрый руководитель, который заботится о русских, как родной отец".

Сама Надежда Чекашкина приняла нас в своем "новом" доме, в который, несмотря на его чудовищную ветхость, на момент приезда проводили газовое отопление (!). Погорелице срочно стали создавать "условия". Как сообщало ИА REGNUM, об истории Надежды Чекашкиной первой написала татароязычная газета "Ирек майданы" ("Площадь Свободы", №18, май 2012). Журналистов особенно возмутили слова главы Муслюмовского района Ришата Хабипова, сказанные после пожара обратившейся к нему за помощью женщине-погорелице: "Если бы ты была татарская апа, то в течение пяти дней получила бы дом! А ты русская маржа (оскорбительное название женщины-не мусульманки у татар - прим. авт.), ты ничего у меня не получишь!".

О том, что эти слова были действительно сказаны ей районным начальником, Надежда Николаевна еще раз подтвердила в ходе нашей беседы при свидетелях. Она также рассказала, что после реакции в прессе на нее стало оказываться колоссальное давление со стороны местного и районного начальства. Теперь чиновники говорят ей, что она разжигает межнациональную вражду, обвиняя ее чуть ли не в экстремизме. "Но ведь не я же говорила, что я - русская маржа, которой не будет такой же помощи как татарской апе?!" - со слезами рассказывает женщина.

Чекашкину также вынуждают признаться, что никакого разговора между ней и главой района не было, что все это она выдумала. А председатель Шуганского муниципального поселения Александр Жуков вообще заявил, что Чекашкина слабоумная и сексуально озабоченная особа, поскольку у нее в доме живет молодой человек, как подчеркнул чиновник, "в качестве ее сожителя". Как выяснилось впоследствии, действительно живущий в доме у Чекашкиной Николай Юриков является ее родным племянником и помогает ей по хозяйству...

Сексуальную тему решила развить и приехавшая руководительница пресс-службы администрации Муслюмовского района Гульназ Мавлиева-Шамси, которая вначале попыталась воспрепятствовать работе нашей группы, а потом заявила, что рассказы Чекашкиной ей напоминают жалобы давно изнасилованной женщины: "Это все равно, что если бы меня изнасиловали в 2004 году, когда у Чекашкиной сгорел дом, а я бы заявила об этом только в 2012 году, когда стало известно о ее истории".

Тем не менее, своего дома, как и положенной еще в 2004 году компенсации все эти восемь лет у Чекашкиной не было и нет. Только после начавшегося скандала районное начальство начало что-то предпринимать, одновременно придумывая собственные версии произошедшего. За несколько дней до нашего приезда к Надежде Чекашкиной, по ее словам, приехал лично глава Муслюмовского района Ришат Хабипов и попросил ее "не разжигать межнациональную вражду". При этом настойчиво рекомендовал ей "вести себя правильно".

Поэтому теперь женщина старается вести себя "правильно", явно опасаясь возможных последствий. Тем более что ей срочно выдали причитающиеся еще в 2004 году 50 тысяч рублей как погорелице. Но только сделали это не государственные органы, как полагалось по закону, а местная общественная организация "Мэслим балалары" ("Дети Муслюмово") в качестве... благотворительной помощи. Пенсионерка, которая находится в тяжелом материальном положении, вынуждена была принять эти деньги (что уже вызвало зависть некоторых односельчан). При этом понятно, что дома на них она не купит, так как за восемь лет цены на дома выросли минимум в шесть раз.

Сейчас погорелица проживает в такой трущобе, что подачка в 50 тысяч рублей выглядит издевательством. Понимая это и желая замять неприглядную для районного начальства историю, чиновники немедленно стали улучшать условия проживания Чекашкиной - газовое отопление, без которого она жила все время, ей проводили буквально на наших глазах.

Также муслюмовские руководители заявляют, что после пожара они всячески помогали Чекашкиной, предлагая жилье в соседних деревнях, от которых она отказывалась. Но на написанных ее рукой заявлениях об отказах на жилье в деревнях Кряш Шуран и Мелля Тамак почему-то нет никаких печатей, которые обычно ставят в канцеляриях при получении входящей документации. А сама погорелица сообщила, что в последние дни ее постоянно "заставляют писать какие-то бумаги".

Что касается слов про "русскую маржу", то пострадавшая простила Ришата Хабипова "по-христиански" и очень хочет забыть об этой истории, потому что "устала, хочется пожить спокойно, без этих чиновников".

Тем не менее, муслюмовская бюрократия изобретает новые способы повернуть дело в свою сторону. В частности, руководитель аппарата администрации Муслюмовского района Азат Ахметзянов заявил, что "никакой встречи между Ришатом Хабиповым и Надеждой Чекашкиной не было, потому что все визиты к главе района фиксируются в журнале посещаемости, там нет записи, а значит, он не мог сказать таких слов". По словам же пострадавшей, так получилось оттого, что она пришла к Хабипову в шесть утра, и он принял ее без всякой записи. Что касается оскорбительных слов, то естественно, у Надежды Чекашкиной не было с собой диктофона, чтобы зафиксировать заявления, которые вполне тянут на 282 статью УК РФ.

После запроса депутата Госдумы России Александра Сидякина в администрации района был срочно составлен ответ, который напоминает известный советский анекдот: "Передайте, что у нас все есть, мы живем хорошо!". Удовлетворит ли подобная отписка зампредседателя комитета Госдумы РФ, покажет время.

Не отличаются от советских и методы работы с населением. Так, в ходе разговоров с жителями Русского Шугана многие признались, что как только "случай Чекашкиной" стал достоянием гласности, их собрали для "профилактических бесед", где разъяснили, "что надо говорить и что не надо, если кто-то спросит".

В этой связи ситуация временами была близка к абсурду: не будучи спрошен, глава деревни Александр Жуков вдруг стал рассказывать корреспонденту ИА REGNUM, что Хабипов публично называет русский народ "старшим братом", поддерживает Русскую Православную церковь в районе, приезжает на Крещение, Пасху и Рождество в деревню, всегда лично поздравляет православных с праздником, помогает сельскому православному священнику и заботится о русской культуре...

Так или иначе, но случай с Надеждой Чекашкиной, возможно, даст понять о наступивших в Татарстане переменах, которые плохо видны из Казанского кремля, и уж, тем более, совершенно не видны из Москвы. Однобокая национальная политика, последовательно проводимая в суверенной республике в последние 20 лет, пошла в массы и самым жестким образом коснулась обычных жителей.

Остается констатировать, что после ни к чему не ведущих разговоров на кухнях относительно моноэтничности и русофобии правящей татарстанской верхушки (из 17 министров в республике только один русский), дискриминация по национальному признаку превратилась в Татарстане в государственную политику, вызывающую возмущение даже у журналистов татарских газет.