Опыт систем антитеррористической защиты, в пилотном режиме работающих в метрополитене Нижнего Новгорода и волгоградском метротраме, признан успешным. Об этом в ходе Международного конгресса служб охраны авиационной и транспортной безопасности, противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения на транспорте, прошедшей в рамках выставки "Комплексная безопасность-2012" на ВВЦ, заявил заместитель директора департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации Геннадий Денисюк.

А вот пилотные проекты досмотровых зон, которые работали на станции "Охотный ряд" московского метрополитена и станции "Ладожская" метро Санкт-Петербурга, нуждаются в корректировке: они не справились с огромным пассажиропотоком двух столиц. Какими именно средствами безопасности будут оснащены метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга, точно станет известно после проведения процедур, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте: оценки уязвимости каждой станции и создания плана обеспечения транспортной безопасности, индивидуального для каждой станции. Первая из ряда этих процедур - категорирование объектов - проведена уже для всех станций каждого из восьми российских метрополитенов. Всем станциям присвоена наивысшая, 1-я, категория.

Пока готовятся необходимые документы, система защиты российских метрополитенов продолжает совершенствоваться. В метро внедряются системы интеллектуального видеонаблюдения, способные по характерным признакам выделить в толпе потенциального преступника. Оснащение станций такими системами планируется окончить к концу 2012 года. В московском и петербургском метрополитенах для быстрого реагирования на экстренные ситуации и предотвращения преступлений на транспорте созданы ситуационные центры, которые уже приступили к работе. В частности, именно в ситуационный центр поступают сигналы от пассажиров через колонны экстренного вызова. Сейчас ситуационные центры развиваются, дооснащаются техникой, растет их штат.

По мнению Геннадия Денисюка, создание единой системы транспортной безопасности в метрополитене даст возможность адекватно реагировать на современные вызовы, в частности, поможет минимизировать вероятность актов незаконного вмешательства (проще говоря, террористических актов) в метро, а также в случае любой чрезвычайной ситуации быстро направлять к месту событий оптимальное количество сотрудников именно тех спецслужб, чья помощь потребуется в каждом конкретном случае. Дело в том, что ситуационные центры метро интегрированы с аналогичными структурами как Минтранса, так и силовых ведомств, в частности МВД, вплоть до того, что на пульте МВД или ФСБ может появиться изображение с камеры метрополитена, подающей сигнал опасности. Быстрое поступление информации означает сокращение времени реагирования спецподразделений, а значит, более высокий уровень защищенности пассажиров.

В целом в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, как подчеркнул Денисюк, на оснащение российских подземок предусмотрено 12 млрд рублей. 4 млрд из них уже доведены до метрополитенов. Справка. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.