Политика централизации в Евросоюзе идет по пути создания наднационального законодательства, обязательного для всех стран ЕС. Не все проходит гладко по этому пути. Так, законодательство ЕС, затронувшее право на стачку, встретило противодействие на национальном уровне. 12 парламентов стран ЕС заявили Еврокомиссии, что деликатная сфера труда с его правом на забастовку должна оставаться в компетенции стран Союза. Речь идет о конкретной ситуации с т. н. законом Монти II, который попытался установить новый баланс между коллективными действиями трудящихся и свободой компаний предлагать свои услуги по всему пространству ЕС.

12 национальных парламентов - Бельгии, Великобритании, Дании, Латвии, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Франции и Швеции выразили озабоченность тем, что Европейская комиссия, по их мнению, в данном конкретном случае превысила свои полномочия. Парламенты утверждают, что орган ЕС в данном конкретном случае нарушил принцип "субсидиарности", который предполагает, что Брюссель должен действовать в конкретной ситуации только в том случае, если проблема не была разрешена лучше на местном уровне.

Закон Монти II был опубликован в марте 2012 г., как ответ на постановления Европейского суда по делам о забастовках рабочих, протестовавших против найма местными компаниями дешевой рабочей силы из других государств-членов ЕС. Судебные решения "против труда" основывались на поддержке единого рынка и его "свободы" на услуги, рабочую силу и товары.

Для реализации постановлений судебной инстанции ЕС Еврокомиссией был принят закон, призванный создать на уровне ЕС соглашение об урегулировании трудовых конфликтов и механизме их предупреждения с той целью, чтобы государства-члены ЕС могли уведомлять друг друга о проблемах труда и возможных "серьезных социальных волнениях". В преамбуле закона Монти II было записано, что право на забастовку "не является абсолютным" и ее осуществление "возможно при соблюдении определенных условий и ограничений". Подобная формулировка породила подозрение в странах ЕС, что закон ставит под сомнение или даже совсем исключает из европейского законодательства право на забастовку.

Наконец, закон Монти II вошел еще в противоречие с национальными системами коллективных договоров труда и капитала. Законодатели на уровне национальных парламентов пришли к заключению, что предложения Еврокомиссии в этом вопросе не внесли ясности в отношения, которые, с одной стороны, должны обеспечивать коллективное право трудящихся, а с другой гарантировать свободное передвижение труда в пределах ЕС. Возникшие претензии национальных парламентов имеют под собой основание в Лиссабонском договоре. 12 перечисленных стран обладают 19 голосами, что на один голос больше, чем требуется для претензии. Еврокомиссия надо будет вновь поработать над означенным законом.

Конфликт вокруг закона Монти II демонстрирует возможности механизма согласования интересов Центра и национального уровня при проведении политики централизации в Евросоюзе.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM