Транспортная безопасность в зеркале общественного мнения: новые данные ВЦИОМ

Москва, 30 мая 2012, 14:53 — REGNUM  Россияне в целом довольны уровнем безопасности на транспорте, но не знают, что делать в случае чрезвычайной ситуации или акта незаконного вмешательства. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования ВЦИОМ, представленные 29 мая на круглом столе в пресс-центре РИА "Новости".

Это исследование проводилось в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, к числу индикаторов которой относится информированность граждан о правилах безопасного поведения, а также степень их удовлетворенности мерами, предпринимаемыми государством в сфере транспортной безопасности.

В ходе исследования было опрошено 27 000 граждан, включая жителей регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также тех городов, в которых в ближайшее время будут проводиться крупные международные мероприятия.

Уровень удовлетворенности населения мерами безопасности на транспорте, как показывает исследование, растет: в 2011 году он составил около 40%, сейчас - около 60% (это в целом соответствует индикаторам Комплексной программы). Среди регионов три лидера по показателю удовлетворенности населения мерами транспортной безопасности - Грозный (84%), Сочи (65%) и Краснодар (62%). Среди аутсайдеров - Воронеж (40%), Нальчик (39%), Казань (34%) и Владикавказ (33%).

Почему в разных регионах такое разное отношение к предпринимаемым мерам по защите транспортной сферы? "На мой взгляд, это показатель работы местных властей", - заявил в ходе "круглого стола" заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. С ним согласен и гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: "Если местные власти уделяют значительное внимание информированию населения, то мы получаем соответствующие результаты. Если этот приоритет забыт - то и результата никакого нет".

В целом 27% граждан России, как следует из результатов исследования, полагают, что за последний год ситуация с безопасностью на транспорте в их городах улучшилась. Улучшение фиксируют и данные Минтранса. "В связи с тем, что количество актов незаконного вмешательства снизилось, президентом было поручено проработать предложения по продлению Комплексной программы", - сказал Евгений Ночкин, представитель Департамента транспортной безопасности Минтранса РФ. По его словам, в Министерстве транспорта уже разрабатывается вариант Комплексной программы на период 2014-2016 годы.

При этом, как напомнили участники круглого стола, уровень обеспечения безопасности зависит не только от государства, но и от собственников. "Главное - это жизнь и здоровье граждан, а все вопросы коммерческой выгоды должны быть на втором месте", - подчеркнул Владимир Черток. Пока ситуация зачастую складывается обратная, поэтому штрафы за нарушение собственниками требований безопасности необходимо повышать, уверен замглавы Ространсназдора. С ним оказался солидарен и Александр Старовойтов, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту. По его словам, комитет Госдумы по транспорту займется необходимыми коррективами в законодательство.

Еще одна довольно серьезная проблема - в том, что граждане испытывают дефицит информации об алгоритме действий в случае чрезвычайной ситуации на транспорте. В среднем лишь 32% россиян четко знают, что нужно делать в таком случае. Выше среднего уровня этот показатель в Сочи (67%), Минеральных Водах (55%), Нальчике (53%), Владикавказе (50%), Владивостоке (49%). Ниже - в Махачкале (27%), Черкесске (28%) и Воронеже (29%). По мнению опрошенных, информация о поведении при ЧС или теракте малодоступна. За последние 3-4 месяца с ней ни разу не встречалась половина опрошенных. Четверть россиян узнала о правилах поведения в салонах транспортных средств. Около 22% заметили ролики о безопасности в теле- и радиопередачах. Низкий уровень проникновения данных о правилах безопасного поведения Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем, объясняет так: "Информация по транспорту на ТВ и радио вынуждена конкурировать с рекламой, а это сложно. Надо искать новые формы подачи информации". При этом, как отметил Владимир Черток, эта информация должна быть доступна и понятна в том числе и маленьким гражданам: "Надо научить детей. А они уж научат всех остальных".

Справка. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.