После ухода НАТО из Афганистана - резко усилится роль ОДКБ - об этом, в ходе виртуальной дискуссии "Советы Владимиру Путину" на базе проекта "Центральная Еразия" заявил директор Аналитического центра МГИМО (У) Андрей Казанцев - передает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению эксперта, "следует констатировать, что у России в настоящее время отсутствует какая-либо стратегия в Средней Азии, что приводит к росту противоречий между отдельными ведомствами (МИД, "силовые" и экономические министерства), структурами (бизнес, СМИ, НГО) и международными организациями (ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ), вовлеченными в выработку и реализацию соответствующей политики РФ".

Между тем, "комплексный характер вызовов и угроз с территории региона требует усиления координации позиций всех этих игроков, выработки ими представлений о том, в чем заключаются наши национальные интересы. То же самое относится и к месту России в социально-экономических процессах в Средней Азии, где также имеют место негативные тенденции: прогрессирующая потеря нашей доли на местных рынках, утрата контроля над путями транспортировки углеводородов, неконтролируемый характер трудовой миграции и ремиссий средств от нее. В этом плане актуальным становится выработка доктринального документа по политике в регионе (например, такого рода документ уже сформулирован ЕС)".

"Как мне представляется, - заметил эксперт, - военно-политические меры должны подразумевать следующий комплекс мер".

Во-первых, "необходимо усиление помощи странам региона в контексте политики реинтеграции постсоветского пространства вокруг России. Вывод войск НАТО из Афганистана создаст в регионе Средней Азии "вакуум силы". В этой связи резко усилится роль ОДКБ (и России как ее основного члена) как гаранта обеспечения безопасности региона. Такого рода реинтеграция может также способствовать решению ряда тесно связанных с геостратегией задач в экономической сфере, поставленных В.В. Путиным. В частности, по его инициативе 18 октября 2011 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. Он также заявлял о необходимости ускорения "запуска" Евразийского экономического союза (уже к 2015 году). Одновременно Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) расширяются за счет Киргизии и Таджикистана, что приближает их состав к составу ОДКБ. Все эти меры могут оказаться крайне актуальными в контексте высокой экономической нестабильности на глобальном уровне. В этой связи России (прежде всего, по линии ОДКБ) следует существенно увеличить затраты на поддержку модернизации вооруженных сил и силовых структур среднеазиатских государств".

Во-вторых, "необходимы усилия по обеспечению "пояса безопасности" и решению других задач на границах Афганистана. Ни Россия, ни другие члены ОДКБ не готовы отправить свои контингенты для участия в операциях на территории Афганистана. Кроме того, любое предположение об участии России в афганской миссии вызовет в Афганистане негативную реакцию. Тем не менее, после вывода международной коалиции возникнет много задач по поддержке афганского правительства, которые могут быть решены ОДКБ с территории Средней Азии: расширение программ переучивания афганской полиции, ремонт и эксплуатация вертолетной и другой техники советского производства, сохранение "северного транспортного маршрута" для поддержания и снабжения миссий ООН, Красного Креста и других международных организаций в Афганистане".

В-третьих, "следует укрепить границы государств-членов ОДКБ с Афганистаном. Вывод войск США и НАТО из Афганистана ставит проблему укрепления таджикско-афганской и узбекско-афганской границы, а также постоянного дежурства боеспособных элементов сил КСБР и КСОР ОДКБ к северу от афганской границы". В-четвертых, "важна реанимация Северного альянса как крайняя антикризисная мера. В случае прихода к власти талибов в Кабуле может оказаться востребованной реанимация Северного альянса, обеспечивающего "буферную зону". В этом плане определенную роль может сыграть ОДКБ как координатор усилий государств-членов организации по поддержке сил, противостоящих талибам".

Описанные выше тенденции также требуют выработки новой экономической и социальной политики России в регионе - уверен специалист.

Первое. "Важным инструментом в плане повышения роли России в экономике среднеазиатских государств является евразийская интеграция. Казахстанская экономика - это больше двух третей всего ВВП Средней Азии. Поэтому развитие экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном резко повысит долю России на среднеазиатских рынках в целом".

Второе. "Экономики России и Казахстана по степени развития вполне сопоставимы и в этом плане интеграция с Казахстаном не несет особых дополнительных рисков по сравнению с интеграцией с другими государствами. Кроме того, Казахстан, будучи достаточно сильным государством, сумел вложить серьезные средства в охрану своих южных границ и тем самым "подстраховал" границы Таможенного союза от разного рода рисков (контрабанда, наркоторговля). Определенные "минусы" интеграции можно, правда, отметить. В частности, она уже привела к серьезному росту цен (выходящих на российский уровень) и, соответственно, социального напряжения в Казахстане. С другой стороны, можно предсказать серьезный отток капитала из России в Казахстан, так как эта страна имеет более либеральные "правила игры". Все эти риски должны учитываться в российской экономической политике по отношению к Казахстану".

Третье. "Интеграция экономики России с Киргизией, как бедным, нестабильным и слабым государством несет с собой серьезные риски. В октябре 2011 г. главы правительств государств-членов ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к ТС. Киргизии также стремится к интеграции в ЕЭП. Следует отметить серьезные риски подобной интеграции. Киргизия в настоящее время превратилась в центр контрабандного реэкспорта китайской продукции и в центр транзита афганских наркотиков. В связи с практическим распадом государственных структур граница Киргизии охраняется очень слабо. Все эти риски приведут к очень серьезной негативной нагрузке на ЕЭП".

Четвертое. "В еще большей степени вышесказанные риски относятся к возможной интеграции с Таджикистаном. Узбекистан и Туркменистан в настоящее время от экономической интеграции с Россией воздерживаются и, очевидно, что эта политика в ближайшей и среднесрочной перспективе не изменится. В этой связи, с точки зрения экономических интересов России и с точки зрения минимизации нетрадиционных рисков безопасности оптимальной политикой является концентрация на экономической интеграции с Казахстаном".

Пятое. "КНР в настоящее время усиливает политику, направленную на формирование зоны свободной торговли в рамках ШОС. Однако для России приоритетом должна быть реинтеграция экономик бывших советских республик. Интеграция в рамках ШОС же должна идти намного более медленными темпами в рамках общей политики России по постепенной и частичной переориентации экономики от исключительно европейского направления к связям с регионом АТР как новым глобальным центром экономического роста".

Шестое. "Политика по контролю над путями транспортировки нефтегазовых ресурсов из Средней Азии фактически себя исчерпала. Казахстан дополнительно к российскому маршруту транспортировки нефти в настоящее время имеет китайский маршрут и перебрасывает нефть через Каспий в Азербайджан (с дальнейшим подключением к нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан") с помощью танкерного флота. Туркменистан в виде альтернативы российскому маршруту транспортировки газа использует китайский маршрут и два газопровода в Иран. В этом плане необходим поиск новых путей усиления позиции России в экономике среднеазиатских государств".

Седьмое. "Одной из альтернатив является развитие гидроэнергетики и международных маршрутов транспортировки электроэнергии. В этом плане важным представляется полноценное (инвестиционное, кадровое, техническое и др.) участие России в развитии инфраструктуры, обеспечивающей энергетическую безопасность Таджикистана и Киргизии. Необходимо строительство средних и малых ГЭС, развитие электросетей и другой инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий".

Восьмое. "Поскольку водно-энергетические проекты являются чрезвычайно затратными, нерациональным является решение их исключительно российскими средствами. В настоящее время имеется целый ряд программ помощи в данной сфере, инициированных западными инвесторами. В этом плане актуальным является инициирование партнерства по водно-энергетической проблеме в Средней Азии с европейскими и другими донорами. Речь идет, прежде всего, о программах в сфере более оптимального расходования водных ресурсов и гармонизации интересов энергетики и сельского хозяйства в плане режима сброса вод из плотин".

Девятое. "Важнейшим направлением экономического сотрудничества России с Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном является трудовая миграция. Однако пока этот процесс плохо управляем. Несмотря на то, что принятая в 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов давно устарела, и проект Концепции миграционной политики уже обсуждался на профильной правительственной комиссии, решения по ключевым вопросам в этой сфере так и не согласованы. В результате у РФ нет стратегического курса по вопросам миграции, необходимо его выработать".

Десятое. "Усиление среднеазиатского вектора содействия международному развитию (СМР). Ежегодно на СМР нашим государством будет тратиться не менее 500 млн. долл. США (особенно, в контексте возможного вступления в ОЭСР). В интересах России, чтобы эти деньги шли не в Африку, как обычно, а в Среднюю Азию. Здесь РФ могут поддержать такие страны, как Германия, которые также заинтересованы в перераспределении международной помощи от бывших африканских колоний Франции и Великобритании".