31 мая состоится первый в новом-старом качестве зарубежный визит Владимира Путина, который пройдет в братскую Белоруссию. Тем самым Владимир Путин продолжает традицию своих первых зарубежных визитов, подтверждая приоритет белорусского направления во внешней политике России. Тем более этот визит важен для республики, для ее граждан, поскольку он показывает, что, несмотря на все трудности, с которыми сталкивалось руководство двух стран на пути сближения за последние годы, они успешно пройдены, и наши страны уверенно стали на путь евразийской интеграции. Благодаря такому отношению со стороны России граждане республики могут спокойно смотреть в будущее.

Несмотря на то, что процесс строительства Союзного государства Белоруссии и России за последние годы так и не сдвинулся с мертвой точки, тем не менее, процесс интеграции идет полным ходом, только уже в формате "тройки". Белоруссия, Казахстан и Россия успешно прошли путь от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, и на горизонте обозначен новый этап евразийской интеграции - Евразийский экономический союз, к которому страны должны подойти к 2015 году. Все это вселяет надежду на то, что евразийская интеграция будет наполняться все большим экономическим содержанием, за которым рано или поздно последуют и военно-политические аспекты интеграции, аналогично тому, как это происходило в Евросоюзе.

С учетом многослойности происходящих в рамках ЕЭП процессов, а также сложности и противоречивости происходящего в мировой геополитике, вполне очевидно, что у Владимира Путина будет в Минске весьма насыщенная программа визита. Вместе с тем, хотелось бы отметить важность контактов главы российского государства с российскими соотечественниками, проживающими в республике, и обстоятельного разговора о том, что происходит в этой области белорусско-российского взаимодействия. Возможно, кто-то скажет, что не государево это дело - встречаться с простыми соотечественниками. Не соглашусь. Как показывает анализ процессов, происходящих в этой сфере, проблем у российских соотечественников, и не только в Белоруссии, но и во всех постсоветских странах накопилось столько, что впору вмешаться уже и первым лицам российского государства.

На мой взгляд, если говорить о Белоруссии, эти проблемы даже не столько в отношениях с властями республики, - здесь в основном все более-менее прозрачно и понятно, а в отношениях с теми, кто призван проводить российскую политику, в том числе, во взаимоотношениях с организациями российских соотечественников. Я имею в виду представительство Россотрудничества и посольство России в Белоруссии, т.к. те проблемы, которые периодически возникают у организаций соотечественников, во многом являются следствием серьезных недоработок российской дипмиссии. Взять, например, хотя бы ту же ситуацию с Минским обществом русской культуры "Русь".

Понятно, что бывший советник посольства России Александр Ломакин, который одновременно возглавлял представительство Россотрудничества в республике до января 2012 года, не по собственной инициативе участвовал в съезде МОРК "Русь" и не по собственной инициативе раскалывал старейшую организацию российских соотечественников. Однако совершенно не понятно, по какой причине посольство России в Белоруссии и представительство Россотрудничества отказались предоставить хотя бы юридическую помощь МОРК "Русь", не говоря о том, что у этих структур достаточно и иных возможностей для "разруливания" возникшей ситуации. Достаточно вспомнить, что только благодаря вмешательству посла России в Белоруссии Александра Сурикова в "дело Геращенко", витебскому общественнику удалось еще год проработать в своей прежней должности. Однако в случае с МОРК "Русь" ничего подобного сделано не было. Более того, на месте МОРК "Русь" в спешном порядке были созданы целых две организации, которые Россотрудничество готово признать в качестве действующих и в авральном порядке включить в Координационный совет соотечественников под предводительством Ивана Корды.

Очевидно, что это все скоординированные действия. А если это так, то возникает вопрос об их первопричине - почему упомянутые российские официальные структуры поставили крест на старейшей организации российских соотечественников? Ведь организация после долгих лет застоя начала обретать новые кадры (провела съезд, в результате которого в правлении общества наконец-то собрались многие ведущие представители интеллектуальной элиты республики, известные ученые, эксперты) и готовилась вновь стать признанным лидером русского движения в республике. Однако сначала именно российские структуры приложили руку к ее уничтожению. Да, возможно, там собрались не столь комплиментарно настроенные в отношении высоких должностных лиц эксперты и ученые, люди, которые имеют свою позицию и умеют ее защищать, но какое это имеет отношение к делу? Почему то, что эти люди вошли в правление общества, было в российском посольстве воспринято как угроза движению российских соотечественников в республике? Ведь, по идее, все должно быть ровным счетом наоборот - именно на таких людей должна делаться ставка и с ними идти работа.

А так что мы имеем? Сначала этих людей вытесняют из БОО "Русь" в МОРК "Русь" с ее "неудобным" председателем Геннадием Власовым, и посольство все это молчаливо одобряет. Затем уже МОРК "Русь" под благовидным предлогом закрывают, а на ее базе "из своих" и удобных создают сразу целых две послушные организации, чтобы обеспечить численный перевес в КСРС при голосованиях. Простая операция в два хода.

Почему у нас есть основания говорить о том, что в посольстве России в Белоруссии появился свой список нежелательных персон, и ситуация с МОРК "Русь" здесь является только одним из примеров, а отнюдь не исключением из общего правила? Потому что в издаваемом под эгидой посольства так называемом альманахе "Вместе" есть целый список лиц, публикации которых нежелательны. И почему-то в нем только те ученые и эксперты, которые вошли в состав нового (непризнанного, кстати, Минюстом Белоруссии) правления МОРК "Русь". Все те же фамилии - Валентина Теплова, Александр Бендин, Александр Гронский, Игорь Зеленковский, Сергей Шиптенко и мн. др. Очевидно, что столь высокая избирательность по отношению к этим персонам со стороны посольства России в Белоруссии не является случайностью - дважды снаряд в одну воронку не падает. Соответственно, возникают вопросы. Почему само посольство разрушает то, чем ему поручено заниматься? Почему вносится раскол в движение российских соотечественников? Почему из него пытаются выбить на обочину движения не балласт, а, наоборот, самых активных и квалифицированных ученых и экспертов, которые уже многие годы делом доказывают свое отношение к России? Почему посольство за все эти годы ни разу не помогло тем, кто ведет большие информационно-аналитические и культурно-просветительские проекты, направленные как раз на продвижение в республике идеи Русского мира?

Самое интересное, что такое, я уверен, происходит не только в Белоруссии, но и во многих других странах постсоветского пространства - об этом говорят новости с Украины, из Киргизии, Казахстана, всех стран Прибалтики и т.д. Первыми, кто разрушает и дискредитирует русское движение в этих странах, зачастую выступают именно конкретные чиновники российских посольств, которые по долгу службы призваны продвигать идеи Русского мира. Однако, на деле делают все возможное для того, чтобы это движение постепенно затухало и стагнировало. Соответственно, у движения российских соотечественников нет никаких рычагов, чтобы донести информацию о происходящем до тех лиц российского государства, которые и принимают решения. Я уверен, что если бы у Владимира Путина появилась возможность встретиться в российскими соотечественниками в республике, и не только с теми, кого подберут в посольстве России, но и с теми, у кого другой взгляд на происходящие в данном движении процессы, у многих сотрудников посольства России после этой встречи был бы бледный вид, а некоторым пришлось бы и чемоданы паковать на Родину.

Поэтому я бы предложил организациям российских соотечественников из всех постсоветских стран объединиться в этом вопросе и настоять на том, чтобы встречи с российскими соотечественниками стали обязательным пунктом в программе пребывания первых лиц России - прежде всего, президента, премьер-министра, министра иностранных дел, главы Администрации президента - в постсоветских республиках. И сделать это надо не только для того, чтобы обладать альтернативной приглаженным посольским отчетам информацией о происходящем в движении российских соотечественников, но и для того, чтобы реально оздоровить ситуацию во все более загнивающем благодаря, прежде всего, российским чиновникам, движении российских соотечественников.