Великий Франц Кафка известен как беспощадный критик абсурдного, в том числе - иррационального бюрократизма, характерного не только для Австро-Венгрии, в которой Кафка родился и Австрийской республики, в которой он умер. Абсурдный, иррациональный бюрократизм - явление вечное, столь же давнее, как и государственность. С образованием постсоветских республик абсурдный бюрократизм стал явлением нормальным и даже более колоритным, нежели в СССР.

Одним из наиболее востребованных современным читателем произведений Кафки является "Процесс". То, что происходит во многих постсоветских республиках на протяжении более двух десятилетий можно назвать одним словом - "процесс". Кафка актуален и тогда, когда речь идёт о процессах в среде российских соотечественников за рубежом, политике постсоветских этнократий в отношении объединений соотечественников. История общественной организации "Минское общество русской культуры "Русь", действующей с 1992 года и являющейся самой массовой организацией российских соотечественников в этой постсоветской республике, действиями бюрократии подводится к абсурдному финалу.

По всей видимости, проблемы у МОРК "Русь" начались тогда, когда оно престало быть "покладистым" в глазах властей Белоруссии и российских чиновников, ответственных за работу с соотечественниками. Общество выступало с различными инициативами и не разделяло номинального благодушия, царившего в структуре, созданной при посольстве Российской Федерации в Белоруссии. В декабре 2011 года, на отчётно-выборной конференции МОРК "Русь" произошел конфликт, участником которого стал присутствовавший на мероприятии руководитель отделения Россотрудничества в Белоруссии Александр Ломакин. С тех пор общество "Русь" безуспешно пытается зарегистрировать свой обновлённый устав в Главном управлении юстиции Мингорисполкома (таковы требования действующего в республике законодательства) и получить признание со стороны российских дипломатов, призванных оказывать соотечественникам правовую и иную помощь. Таковая была бы очень кстати во время двух судебных процессов, закончившихся в мае: во время первого процесса МОРК "Русь" добивалось регистрации своего обновлённого устава (суд закончился без вынесения решения), а во время второго процесса ГУЮ Мингориспокома добивалось приостановления деятельности общества на максимально возможный по действующему законодательству срок - 6 месяцев (судья Елена Прудникова удовлетворила исковое требование истца).

По мнению белорусского политолога, заместителя председателя БОО "Русь" Николая Сергеева, МОРК "Русь" грозит ликвидация по решению властей Белоруссии. "Если в течение полугода (срок приостановки) члены этого общества не придут к согласию (что маловероятно), не проведут общую конференцию и не изберут новое руководство, то Минское общество русской культуры "Русь" будет окончательно ликвидировано через суд как утратившее дееспособность", - говорится в его публикации на сайте организации, созданной при поддержке БОО "Русь". Сергеев знает ситуацию в МОРК "Русь" - он принимал активное участие в деятельности данной организации. Ряд товарищей Сергеева по БОО "Русь" (заместитель председателя БОО "Русь" Светлана Квардакова и другие) позиционируют себя как альтернативное правление МОРК "Русь" и признаются Минюстом Белоруссии как "группа" или "сторона", с которой правлению МОРК "Русь" следует обязательно найти некий компромисс и закрепить таковой в решениях внеочередной отчётно-выборной конференции.

Почему именно Минюст вмешивается во внутреннюю жизнь минской городской организации российских соотечественников - не совсем понятно, т.к. минские городские организации подотчётны ГУЮ Мингорисполкома. Также непонятно, почему посольство России в Белоруссии не оказывают правовой и иной помощи МОРК "Русь" в отстаивании своих прав и законных интересов в судебных процессах.

В 2011 году посольство России в Белоруссии оказывало помощь российским гражданам Ивану Гапонову и Артему Бреусу в отстаивании их прав. От граждан РФ власти Белоруссии добивались признательных показаний по событиям, которые Александр Лукашенко назвал попыткой государственного переворота (декабрь 2010 года). Посол России в Белоруссии Александр Суриков, комментируя в июле 2011 года "дело Игоря Березюка", заявил: "Если вспоминать о деле названных Вами россиян, то мы писали ноты, ходили на судебные заседания, помогали нанимать защитников, работали с МВД, с другими белорусскими органами власти. Наверное, МИДу Белоруссии, послу Белоруссиии в России тоже, может быть, надо заняться такой работой, и если человек задержан по тем же мотивам, что и Бреус с Гапоновым, то это, конечно, абсурд". Кроме того, министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно призывал официальный Минск освободить Бреуса и Гапонова. В ситуации с МОРК "Русь" ни один российский чиновник не пожелал даже сделать заявления, не говоря уже про помощь адвокатов, информационную поддержку и т.д.

Видя, что посольство России не проявляет заинтересованности в судьбе крупнейшей организации российских соотечественников, власти Белоруссии через Мингорсуд и Минюст усилили давление на членов общества. Начальник управления по вопросам некоммерческих организаций Минюста Белоруссии Елена Кириченко считает, что у минской городской организации "Русь" нет правления, избранного на отчётно-выборной конференции, а также не известно количество членов организации. Позиция Минюста Белоруссии явлена посредством "телефонного права", которое, как известно, очень сложно подшить к материалам дела - особенно тогда, когда дело касается интересов бюрократии (не только минской). В Минюсте Белоруссии есть сведения и по численности членов МОРК "Русь", и по решениям отчётно-выборной конференции организации российских соотечественников - этого чиновники Минюста РБ на словах не отрицают, но старательно избегают фиксации мотивации своих действий в документах. 23 мая 2012 года состоялась встреча представителей общественного объединения "Минское общество русской культуры "Русь" с должностными лицами министерства юстиции Белоруссии - госоргана, прилагающего немалые усилия к ликвидации этого старейшего в республике, самого массового, последовательно отстаивающего принципы укрепления взаимопонимания и дружбы между русским и белорусским народами объединения российских соотечественников. Встреча была посвящена отнюдь не вопросам теории межнационального согласия в республике и принесла две неожиданные новости, имеющие непосредственное отношение к процессу ликвидации МОРК "Русь". Одну - хорошую, а вторую, как водится - печальную.

Хорошая новость в том, что работники юстиции, как оказалось, все же понимают незаконность, по крайней мере, некоторых своих действий. Речь идет о привлечении ими в качестве соответчиков в гражданское дело о приостановлении на 6 месяцев деятельности общественного объединения не только самого общества "Русь", но и его членов (т.е. физических лиц): известного в Белоруссии основателя и бессменного в течение почти двух десятков лет руководителя общества Геннадия Власова и члена этой же организации Вячеслава Былова. Несмотря на всю правовую комичность ситуации с требованием о приостановлении деятельности двух белорусских граждан (именно так она выглядит в контексте поданного главным управлением юстиции Мингорисполкома исковом заявлении), работникам юстиции можно выразить уважение: ведь за осознанием незаконности действий может прийти понимание ответственности и необходимости исправления ошибок, а это - хорошо.

Печальная новость связана с оправданием работниками юстиции нарушения закона невозможностью иным образом решить проблему, возникшую вокруг общества "Русь". К слову, возникла эта проблема не без их участия. Констатирована, таким образом, неспособность министерства или, по крайней мере, отдельных должностных лиц органов юстиции, решать задачи, не подменяя закон целесообразностью - то есть, оставаясь в рамках так называемого правового поля. А вот это, действительно, должно огорчать - и не только членов МОРК "Русь".

Впрочем, логика доминирования целесообразности над законом как мотив принятия решений от имени государства, дает ключ к пониманию поведения должностных лиц министерства юстиции, категорически потребовавших, например, не только проведения перерегистрации членов общества "Русь", но и непременного указания его членами в соответствующих заявлениях своих адресов и номеров телефонов. Если забыть о целесообразности, то требование выглядит одиозно, поскольку, во-первых, предоставление такой информации не предусмотрено законом "Об общественных объединениях", следовательно - противоречит статье 6 названного закона, допускающей вмешательство в дела общественных объединений только в случаях, предусмотренных законом. Во-вторых, игнорирует основанное на статье 27 Конституции Белоруссии право граждан не предоставлять информацию о себе и своих близких.

Любое вторжение в сферу личного - вызывает у людей законный внутренний протест, выражающийся в обращениях, письмах, жалобах, формирует состояние общего недовольства властью. Неужели именно этого добивается Минюст РБ, регулярно вторгающийся во внутренние дела российских соотечественников и пытающееся регулировать отношения между ними по рецепту полковника Скалозуба - посредством ликвидации общественного объединение "Русь"? Кому это представляется целесообразным? А может быть все же не субъективное мнение чиновника, а соблюдение закона и есть та высшая и единственная целесообразность, которой обязаны подчиняться и следовать все государственные служащие?

Считается, что Белоруссия - едва ли не единственная постсоветская республика, где нет межнациональных конфликтов, а сам факт существования Союзного государства России и Белоруссии свидетельствует о том, что сторонники интеграции двух стран не могут подвергаться давлению со стороны властей (например, через увольнения), равно как и организации российских соотечественников. На самом деле ситуация не столь благостна, как её пытаются представить. Разумеется, столь масштабных и кровавых конфликтов, как во многих других постсоветских республиках, в Белоруссии нет. Но это не означает, что этих конфликтов нет как таковых - они есть, но в ином масштабе и усугубляются последователями лозунга "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью".