Узбекистан и Туркмения отсутствуют в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Как сообщает агентство "Фергана", среди стран Средней Азии наиболее открытой признана экономика Казахстана - 105-е место в рейтинге, при этом в 2010-м году страна занимала 88-е место. "Пятью строчками ниже расположился Таджикистан (110-е место), рядом устроилась Киргизия (111). Причина отсутствия в рейтинге Узбекистана и Туркмении не сообщается", - отмечает агентство.

Также сообщается, что строчкой ниже Киргизии расположилась Россия, ее позиции чуть улучшились - в 2010-м году она занимала 114 место. Главные проблемы импортеров в России, по данным авторов исследования, - коррупция на таможне, тарифы, "криминал и рейдерство", а также нарушение сроков доставки. Единственной сильной стороной российской экономики являются IT-технологии.

Между тем, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в интервью газете "Московские новости" заявил, что в наличии большого внутреннего рынка есть свои плюсы и минусы. "Минусы в том, что страна в меньшей степени использует выгоды мирового разделения труда. Плюсы в том, что финансовые кризисы гораздо сильнее ударяют по экономикам, больше вовлеченным в мировую торговлю. И Киргизия могла оказаться выше России в рейтинге именно из-за низкого ВВП страны. Импорт и экспорт идет по мировым ценам. Если при этом там очень низкий внутренний ВВП, даже умеренные по глобальным масштабам оценки экспорта - импорта будут давать большую долю к ВВП. Страна никогда не производила для себя больших базовых товаров, как большие экономики типа России - Киргизия, как и другие республики бывшего СССР, получала все необходимое для экономики в рамках общего народнохозяйственного Советского Союза", - пояснил Яковлев.

Напомним, что данный рейтинг издается раз в два года. В 2012 году в него были включены 132 страны, места которых распределены с учетом таких факторов как свобода доступа товаров на внутренний и внешние рынки, эффективность и прозрачность таможенного оформления, качество логистики и транспортной инфраструктуры и делового климата (степень "зарегулированности" бизнеса и безопасность участников торговли).