Железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан выгодна не только для Китая, но и для мировой экономики, так как в условиях глобализации поток идёт по маршруту Азия - Европа. Об этом сегодня, 25 мая, заявил китайский посол в Киргизии Ван Кайвэнь на пресс-конференции.

"Есть различные мнения относительно проекта строительства данного железнодорожного полотна. Кто-то желает быстрее построить, а кто-то говорит о том, что дорога станет каналом экспансии. Я возвращусь к истории. Почему возник это проект? В 1996 году, когда началось строительство дороги в СУАРе, в Центральной Азии родилась идея присоединиться к этой железнодорожной линии. На узбекской территории вопрос решён: от Кара-Суу до Андижана. Сейчас Киргизия должна решить, каким образом будет строить дорогу", - сказал посол, отметив между тем, что Китай не настаивает на строительстве этого полотна, поскольку "международные проекты должны осуществляться на основе взаимовыгодной основе".

"Китайская компания готовит ТЭО проекта, далее будет определяться его смета. Однако осталось два нерешённых вопроса. Первый - ширина колеи. В Киргизии - советский стандарт, у нас - международный. Второй вопрос - это форма инвестирования. Было очень много вариантов. Сначала хотели выделить льготные китайские кредиты. В этом случае мы должны получить правительственную гарантию. Но проблема в том, что у Киргизии уже нет квоты по получению кредитов под гарантию. Также обсуждался вариант финансирования по схеме "инвестиции взамен ресурсов"", - цитирует посла интернет-издание Tazabek.

Напомним, 18 мая министр финансов Киргизии Темир Сариев заявил, что железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан нужна республике, как воздух.

"Мы должны стать транзитной страной. Если дорога будет построена, то через Киргизию будет провозиться 15 тысяч тонн груза из Китая в Европу", - сказал он.

Как сообщало ИА REGNUM, 17 апреля Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан за счёт CRBC. Китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна.

Отметим, что с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который неоднократно обговаривал вариант финансирования данного строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", выступило правительство Киргизии. По данным отдела информационной политики аппарата кабмина, после подготовки и утверждения ТЭО будет подготовлен детальный проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине.