Эксперт: Дефицит пропускной способности БАМа приближается к критическим значениям

Иркутск, 25 мая 2012, 09:24 — REGNUM  

Изменения в структуре и объёмах железнодорожных перевозок, произошедшие в течение последних лет, стали причиной значительного повышения загрузки инфраструктуры. Это привело к исчерпанию резервов пропускной способности на основных направлениях сети: на Транссибе, БАМе, полигонах от Кузбасса в Центральный и Южный регионы, через Урал на Северо-Запад, а также на подходах к портам. При этом дефицит пропускной способности БАМа приблизился к критическим значениям. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, такое мнение высказал заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин в ходе прошедших на днях слушаний в Общественной палате РФ, посвященных государственной поддержке развития БАМа и Транссибирской магистрали.

В настоящее время на железнодорожной сети существует более 6 тыс. км так называемых "узких мест", и при сохранении объёмов недофинансирования инфраструктуры на прежнем уровне, их протяжённость к 2015 году может превысить 13 тыс. км. По мнению экспертов, следует рассмотреть возможность и необходимость реализации инвестиций на развитие БАМа, пропускная способность которого по ряду направлений достигает предельных значений. Так, практически исчерпана провозная способность по направлению Тайшет - Тында - Комсомольск-на-Амуре, которая составляет около 10 млн тонн грузов в год. К 2015 году по сравнению с 2011 годом протяжённость участков БАМа с дефицитом пропускной способности может увеличиться на 3,3 тысячи км и составить около 3,9 тыс. км. Наибольший дефицит - до 16 пар поездов в сутки - ожидается на участках Новая Чара - Таксимо и Киренга - Лена Восточная.

Тенденция к росту объёмов перевозок сохраняется на протяжении ряда лет. В целом по России к 2014 году ожидается рост грузооборота на железнодорожном транспорте на 15% примерно до 1,4 млрд тонн. При этом объём перевозок грузов по БАМу в 2011 году составил 70,4 млн тонн, что на 4,5% или 3 млн тонн больше по сравнению с 2010 годом.

Вместе с тем, как подчёркивают специалисты, увеличение интенсивности использования магистральной инфраструктуры происходит на фоне её продолжающегося старения. На сегодняшний день отслужили свой срок или требуют капитального ремонта более 20% путей, 50% контактной сети, 20% стрелочных переводов.

По мнению участников слушаний, очевидно, что в целях создания благоприятных транспортных условий развития Дальнего Востока и Восточной Сибири требуется коренная модернизация и реконструкция БАМа, а также активное расширение железнодорожной сети указанных регионов, требующая значительных инвестиций. В противном случае, железнодорожная сеть не справится с дополнительными объёмами грузов. Одним из последствий такого развития ситуации станет рост упущенной выгоды от неиспользованного транзитного потенциала для российской экономики.

В настоящее время при обсуждении и планировании инвестиций в развитие инфраструктуры рассматриваются проекты по увеличению пропускных способностей на направлениях Кузбасс - Северо-Запад и Кузбасс - Дальний Восток. Перед государством стоит задача при ограниченных инвестиционных возможностях определить, какие проекты реализовать в первоочередном порядке. Так, инвестиционный проект по расширению пропускных способностей инфраструктуры на направлении Кузбасс - Северо-Запад оценивается в 230 млрд рублей и позволит дополнительно перевозить около 200 млн тонн грузов. Проект Кузбасс - Дальний Восток оценивается в 180-200 млрд рублей и позволит перевозить дополнительно не менее 50 млн тонн грузов.

Отдельно специалисты упоминают совмещённость инфраструктуры для грузового и пассажирского движения, обусловленную её большой протяженностью. Сегодня требования пассажирских и грузовых перевозок к инфраструктуре всё более различаются. Речь идёт в первую очередь об участках с наиболее интенсивным движением. Для грузового сообщения все большую роль играет увеличение разрешенной нагрузки на ось для повышения провозной возможности инфраструктуры, для пассажирского сообщения основной параметр - увеличение скорости поездов. Наглядно возможности инфраструктуры для усредненного участка иллюстрирует такой пример: для "вставки в график" одной пары скоростных пассажирских поездов (скорость до 200 км/ч) требуется "снять с графика" шесть пар грузовых.

Консервация проблемы недофинансирования инфраструктуры ведёт к ограничению пропускных и провозных возможностей и может стать тормозом в развитии национальной экономики, подчёркивают эксперты. Сегодня очень важно не упустить время, когда ещё можно без серьёзных негативных последствий для российской экономики провести мероприятия по обновлению и развитию инфраструктуры.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Лионель Месси в очередной раз принес «Барселоне» 2 очка
NB!
26.02.17
Савченко на Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Басурин: Украинские нацбатальоны освободили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Поэма Санкт-Петербурга: Небо
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
Выборы в Эквадоре: удастся ли Корреа «добежать до бельгийской границы»?
NB!
26.02.17
«Народный автомобиль»: сильнее Гитлера и «дизельгейта»
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?