В столице Сирии Дамаске 22 мая прогремел очередной взрыв, в результате которого погибли, по меньшей мере, 5 человек. По данным сирийских государственных СМИ, погибшие были посетителями ресторана, хотя целью нападения, видимо, был расположенный рядом полицейский участок.

В течение последнего месяца в столице Сирии и в городах Идлиб, Алеппо и Дейр-эз-Зор произошли несколько сильных взрывов. Власти Сирии возложили ответственность на террористическую сеть "Аль-Каида" и обвинили вооруженную оппозицию в связях с террористами. Сирийская оппозиция, в свою очередь, обвинила в терактах и в сговоре с "Аль-Каидой" спецслужбы страны. Тем временем, как уже сообщало ИА REGNUM, пресс-секретарь специального посланника ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Кофи Аннана заявил, что есть все основания полагать, что в сирийском конфликте принимает участие некая третья сторона. Наконец, сам генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подтвердил, что, по всей вероятности, за терактами стоят боевики "Аль-Каиды".

Как пишет французское издание Le Figaro, Сирию наводнили сотни исламских боевиков, целью которых является рост хаоса в стране и свержение режима президента Башара Асада. По данным газеты, одним из наиболее многочисленных контингентов является группа около 100 ливанских салафитов. Из примерно стольких же человек состоит группа бывших участников войны против Муаммара Каддафи в Ливии. В рядах еще около 200 добровольцев-несирийцев сражаются иракцы саудовцы, кувейтцы, алжирцы и пакистанцы.

Существует налаженная сеть финансирования сирийского джихада, центром которой является ливанский город Триполи. Спонсирование ведется через благотворительные ассоциации арабских монархий Персидского залива. Речь идет в первую очередь о Charity Eid, контролируемом саудовцем Сафром аль-Хауали, кувейтцем Валидом Табатабаем и катарцем Абделем Рахманом Нуайми. Недостатка в деньгах нет. "Если ты совершаешь теракт-самоубийство в Сирии, тебе хорошо заплатят, в противном случае джихадист получает всего 200 долларов в месяц", - цитирует газета некоего салафитского шейха Гиа.

Как отмечает издание, сирийская оппозиция отрицает любые связи с этими формированиями, вредящими образу революции. Местное население также зачастую не желает сотрудничать с джихадистами. Так, когда в начале года на территорию Сирии проникли иракцы со значительными запасами вооружений, приграничные сирийские племена их прогнали. По данным портала Zman, сегодня группы иракцев сражаются в северо-западной горной провинции Идлиб, где местное уставшее от центральной власти население настроено более гостеприимно.

В свою очередь, исламские боевики также обычно не смешиваются с оппозиционерами и повстанцами из Свободной сирийской армии (ССА). Они убеждены, что расхождения с ССА носят идеологический характер - исламисты пытаются вести свою священную войну, и для них не может быть и речи о соблюдении мирного плана Кофи Аннана. Более того, после предполагаемого свержения режима Асада исламисты планируют взять страну под свой контроль, ликвидируя ССА. "Джихадисты считают членов ССА безбожниками, выступающими против проекта создания халифата. Нам с ССА договориться невозможно. В конечном итоге - либо мы, либо они. Но мы должны сохранять терпение: Сирия - это лаборатория. С наступлением хаоса власть и ССА будут ослабевать, и тогда люди встанут на сторону джихадистов", - уточняет шейха Гиа.

"Революция принимает дурной оборот. Мы не можем делать вид, что этого не знаем", - согласно французской газете, подчеркивает работающий в Дамаске западный дипломат.