Знание специфики Закавказья Лавровым не обеспечивает целостность политики России в регионе: эксперты

Москва, 23 мая 2012, 00:10 — REGNUM  Замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян считает, что эффективность работы МИД России в странах Закавказья во многом обусловлена персоной министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который является выходцем из этого региона.

"Очевидно, что Лавров, будучи выходцем из этого региона, достаточно подробно знаком со спецификой политических отношений в Закавказье, и это положительно повлияло на работу МИД России в Закавказье", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Сергей Минасян, комментируя продолжение министерской карьеры Сергея Лаврова и эффективность работы МИД России в целом.

Замдиректора Института Кавказа подчеркнул, что деятельность российского МИД в плане формирования и продвижения российских интересов в регионе вполне адекватна общей политике РФ на постсоветском пространстве. "С точки зрения имеющихся ограничений и проблем, которые в целом стоят перед российской политикой, я думаю, что деятельность МИД достаточно адекватна", - подытожил эксперт.

С другой стороны, по словам эксперта, одним из важных факторов, влияющих на эффективность работы российской дипломатии в Армении и в регионе в целом, является высокий уровень профессионализма как самого посла РФ в Армении Вячеслава Коваленко, так и сотрудников российской дипмиссии. Этому, на его взгляд, есть вполне логичное объяснение: "Коваленко был послом РФ в Грузии до разрыва дипломатических отношений (после августовской войны 2008 года). С учетом важности вопросов, которые на тот момент существовали в российско-грузинских отношениях, очевидно, что назначение Коваленко послом РФ в Армении было не случайным".

На его взгляд, после пятидневной войны в августе 2008 года, российское посольство в Армении фактически стало главным диппредставительством РФ в регионе. "Конечно, оно не охватывает Азербайджан, но в реальности в деятельность посольства входит также освещение ситуации в Грузии, поэтому как сам посол, так и ядро его команды - бывшие сотрудники российского посольства в Грузии. Они хорошие специалисты по Армении и Грузии, и поэтому я считаю, что действующий коллектив российского посольства является наиболее сильным за все эти годы", - размышляет политолог.

Между тем, Минасян подчеркнул, что были и действующие в Армении российские организации, которые часто работали в обход посольства и вносили неразбериху в восприятие политики РФ в Армении. "Была чехарда внутри ведомства по вопросу подчинения, поскольку некоторые структуры пытались работать в обход посольства, и их деятельность не отражала официальную позицию российской дипмиссии", - сказал эксперт. В качестве примера он упомянул случай с главой Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергеем Винокуровым.

Руководитель Управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами 2 мая 2012 года по указу тогда еще президента России Дмитрия Медведева был снят с должности.

В свою очередь эксперт по региональной проблематике Давид Арутюнов, представляя свою точку зрения по поводу региональной политики России, подчеркнул, что в последние годы российская внешняя политика в Закавказье отличается отсутствием какой-либо целостной концепции. На его взгляд, большую активность проявляют энергетические корпорации, которые реализуют собственную энергетическую дипломатию.

Деятельность же МИД России, как считает эксперт, заметна в меньшей степени. Говоря о конкретных странах региона, Арутюнов подчеркнул, что после августовской войны 2008 года Россия не выработала четкую концепцию по отношению к Грузии. "Практически никак российская внешняя политика не проецируется на внутриполитическое поле Грузии. В то же время, не так проста ситуация в Абхазии и Южной Осетии, свидетельством чего стали последние события в Южной Осетии во время прошедших президентских выборов", - размышляет эксперт.

Применительно к Азербайджану, по словам Арутюнова, с одной стороны российская дипломатия пытается вовлечь Баку в свою систему энергетических проектов, однако это не приводит к смене ориентации Азербайджана на пророссийскую. Кроме того, как добавил Арутюнов, участие Азербайджана в патронируемых Западом энергетических проектах продолжается. Что касается политики России в отношении Армении, то здесь существенным фактором, как заметил Арутюнов, является нагорно-карабахский конфликт. "Позиция России в карабахском вопросе отличается маневрированием между Арменией и Азербайджаном, что, несомненно, накладывает отпечаток на восприятие России в Армении", - подчеркнул он.

Эксперт добавил, что роль России и ее восприятие в Армении не реализуются в полном объеме. По сравнению с западными коллегами, российская сторона в значительно меньшей степени взаимодействует с внутриполитическим полем Армении. "Например, нет такой практики, как периодические встречи с представителями политических сил Армении и практически не реализуется существующий потенциал пророссийских настроений. Облик современной России практически не воспринимается в армянском обществе, особенно среди молодежи, которая все более и более настраивается "прозападно", - обобщил он.

Говоря о деятельности российского посольства в Армении, эксперт подчеркнул, что оно практически незаметно во внутренней политике республики. "Какие-то культурные проекты реализуются, однако и они не освещаются и не получают того резонанса, который в принципе мог быть", - подытожил он.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.