Широко разрекламированный призыв президента Латвии Андриса Берзиньша к примирению ветеранов Второй мировой войны, воевавших по разные линии фронта, как оказалось, адресован не всем участникам войны. Латвийская ассоциация борцов Антигитлеровской коалиции (LAKSA), объединяющая проживающих в Латвии ветеранов Великой Отечественной войны не получала приглашения на состоявшуюся 15 мая встречу главы Латвийского государства с экс-легионерами и ветеранами 130-го латышского стрелкового корпуса. Более того, явившихся на встречу по собственной инициативе представителей LAKSA по распоряжению пресс-секретаря Берзиньша Лиги Крапане охрана президента выставила с мероприятия, сообщает сегодня, 21 мая, корреспондент ИА REGNUM.

В целом ветераны Великой Отечественной войны с энтузиазмом восприняли прозвучавшую 3 и 7 мая, накануне Дня Победы, инициативу президента Латвии к примирению некогда разделенных линией фронта сторон. "Давно пора было предложить найти общий язык", - заявил ИА REGNUM председатель LAKSA Владимир Владимирович Тарновский.

По его словам, это могло бы способствовать борьбе с фальсификацией истории. При этом он не против совместного поминовения жертв Второй мировой войны 8 мая на Братском кладбище, как предлагает президент Латвии, но считает, что нужно отмечать и 9 мая.

В то же время Тарновский сообщил, что к руководству LAKSA никто ни с какими предложениями не обращался и на встречу с президентом в Военном музее не приглашали. "Более того, когда наши товарищи - семь человек - пошли туда, их не пустили", - сказал он.

На вопрос ИА REGNUM, не кажется ли ему, что инициатива президента не распространяется на всех ветеранов Второй мировой войны, а обращена исключительно к ветеранам-латышам, Тарновский ответил: "Мне кажется, что президент ничего такого не говорил, а вот националистически настроенные работники музея провели операцию по разделению ветеранов".

Между тем, как рассказала ИА REGNUM член LAKSA Мария Афанасьевна Рашевская, участию ее самой и делегации LAKSA в целом во встрече с главой государства помешали не сотрудники Военного музея, а лично пресс-секретарь президента Лига Крапане и (по ее наводке) охрана Берзиньша.

"По телевизору мы услышали, что президент хочет встретиться со 130-м латышским стрелковым корпусом. В газете было напечатано, что можно встретиться с президентом в Военном музее. К назначенному времени мы с товарищами пришли в Военный музей. Собрались в вестибюле. Я вместе с председателем общества 130-го стрелкового корпуса Альбертом Паже направилась к лифту, а остальных моих товарищей, как я потом узнала, остановила внизу Крапане. Мы уже расположились в зале, где должна была проходить встреча вокруг стола - справа сели легионеры, а слева Паже со своими людьми и мы с Анатолием Ивановичем Пятницким. Вдруг влетает Крапане и сразу ко мне: "Вам сюда нельзя!". У Паже спрашивает: "Это Ваша дама?". Получив отрицательный ответ со словами "Ей нельзя" берет меня за руку. Я говорю ей по-латышски: "Почему нельзя? Я тоже хочу присутствовать на встрече с президентом". Тогда Крапане пригласила высокого молодого человека в штатском [из охраны президента]. Тот говорит: "Ваши документы?". Посмотрев мой паспорт гражданки Латвии он говорит: "Она же латышка". А Крапане ему в ответ: "Она - антигитлеровская коалиция. Ей нельзя". "Знаете что? Вам здесь нельзя. Здесь только 130-й стрелковый корпус. Вам нужно сделать заявку и обратиться с ней в канцелярию президента", - сказал молодой человек в штатском. Так нас и вывели. Мы стали ей (Крапане - ИА Regnum) доказывать, но на все наши возражения она твердила только: "Вы антигитлеровская коалиция"", - рассказала Рашевская.

Представитель охраны выдал ветеранам Великой Отечественной войны бланк заявки, который Рашевская заполнила и принял у нее заранее написанное членами LAKSA письмо, адресованное президенту Латвии, а также министрам здравоохранения и благосостояния, в котором указывалось на бедственной положение ветеранов войны и необходимость оказания им помощи со стороны государства.

"Не знаю, какой могла бы быть основа примирения. Я бы не горел желанием... Не вижу, что они осознали, на чьей стороне воевали. Они же Гитлеру присягали. Мы то воевали, чтобы не дать поработить всю Европу, в том числе Россию. Мы воевали против варварского бесчеловечного режима. Они же пленных убивали - преступление для военных. Вот, когда они признают, что воевали не на той стороне, тогда можно говорить о примирении. Нет, они хотят, чтобы мы под их дудку плясали", - поделился с ИА REGNUM сомнениями заместитель председателя LAKSA Григорий Тимофеевич Шадрин.

Как сообщало ИА REGNUM, 15 мая в Военном музее в Риге состоялась встреча представителей латышских ветеранских организаций, объединяющих участников Второй мировой войны, сражавшихся по разные стороны фронта в составе Красной Армии и Латышского легиона Ваффен СС. На вопрос ИА REGNUM, почему во встрече не участвовали представители LAKSA, президент Латвии Андрис Берзиньш и его пресс-секретарь Лига Крапане ответили, что за приглашение на встречу отвечала директор Военного музея Айя Флея. Со своей стороны, Флея отказалась отвечать на вопрос корреспондента ИА REGNUM. Более того, она даже не пожелала его выслушать.