Экономическому росту Белоруссии будут способствовать структурные реформы, предполагающие реформирование рынков труда, товарного рынка, приватизацию, стимулирование конкуренции и корпоративного управления. Об этом говорится в публикации фонда "Республика Беларусь: документ по отдельным вопросам", подготовленной на основе доклада по стране и размещенной 17 мая на сайте МВФ.

Оценивая влияние реформ товарного рынка и рынка труда на экономический рост Белоруссии, авторы документа отметили: "Урок для Белоруссии заключается в том, что дерегулирование и ограничение вмешательства государства в экономику могут способствовать росту ВВП на душу населения". Со ссылкой на авторитетные источники они отмечают, что "рыночная конкуренция стимулирует предпринимательскую инициативу и рост производительности", а также "способствует эффективному использованию ресурсов, побуждая менеджеров к более усердному труду", в то время как "мягкие бюджетные ограничения и вездесущий государственный контроль могут свести на нет положительное влияние политики, развивающей конкуренцию".

"В целях стимулирования предпринимательской инициативы и повышения роста производительности в Белоруссии, укрепление рыночной конкуренции должно сопровождаться ограничением государственного контроля и усилением бюджетных ограничений для сектора предприятий, особенно ГП", - считают авторы документа.

"Устранение препятствий для выхода на рынок и ухода с рынка может улучшить распределение ресурсов и способствовать реструктуризации предприятий", - констатируют эксперты МВФ. Согласно подготовленному ими документу, проводимая властями Белоруссии политика импортозамещения и поддержки национального производителя подрывает базовые условия для конкуренции и лишает стимулов к внедрению инноваций. В рыночных условиях "предприятия с низкой производительностью вынуждены уходить с рынка и высвободить ресурсы для более продуктивных новых участников" и такая ситуация, считают эксперты фонда, желательна для Белоруссии. "Конкурентное давление стимулирует инновации, особенно среди новых участников, но только при условии доступа к финансированию", - говорится в публикации.

"Зарегистрировать предприятие в Белоруссии нетрудно, но неформальные барьеры - непрозрачные нормативы, отсутствие надлежащей защиты прав собственности и неопределенность в экономике - остаются значительными, ограничивая иностранную конкуренцию. Издержки ухода с рынка все же высоки, поскольку процедуры банкротства недостаточно отработаны", - отмечают авторы, ссылаясь на исследование Всемирного банка.

"Барьеры для торговли и инвестиций препятствуют потокам ПИИ. Устойчивое долгосрочное экономическое развитие зависит от инноваций. Многочисленные работы отмечают положительное влияние международной открытости на повышение производительности, поскольку она способствует эффективному распределению ресурсов через сравнительное преимущество и распространению знаний и технического прогресса, - говорится в публикации МВФ со ссылкой на авторитетные исследования, опыт Китая и Индии. По мнению экспертов МВФ, привлечению прямых иностранных инвестиций в Белоруссию может способствовать снижение нетарифных барьеров и активная многосторонняя либерализация торговли.

"Вездесущий государственный контроль за экономической деятельностью ведет к экономической неэффективности, - уверены эксперты МВФ. - Государственные предприятия менее эффективны и продуктивны, чем частные предприятия, поскольку ГП обычно имеют дело с мягкими бюджетными ограничениями, они в меньшей степени склонны модернизировать свой основной капитал, пользоваться новыми технологиями и сокращать штаты".

"Стимулирование конкуренции, либерализация цен и отмена количественных целевых показателей необходимы для эффективного распределения ресурсов и развития частного сектора. Дерегулирование положительно скажется на экономике Белоруссии, поскольку высвободит ресурсы для эффективного использования, укрепит конкуренцию и обеспечит рыночную дисциплину", - подчеркнули авторы документа.

По мнению экспертов МВФ, властям Белоруссии следует обратить внимание на внедрение оптимальных управленческих решений. "Укрепление корпоративного управления создаст равные условия для всех участников рынка, стимулируя экономическое развитие. Реформа корпоративного управления положительно влияет на рост и экономическое развитие по разным каналам, - отмечают авторы, ссылаясь на авторитетные источники. - Предприятия, управляемые в соответствии с оптимальной мировой практикой, пользуются доступом к внешнему финансированию, в том числе к прямым инвестициям. Реформа корпоративного управления улучшает операционные результаты и развивает конкуренцию". Данная реформа будет способствовать укреплению финансовой дисциплины и системы госуправления в целом.

Эксперты МВФ обращают внимание на исследования ОЭСР, указывая: "Корпоративное управление является основным элементом реформы предприятий. В странах, подобных Белоруссии, в которых правительства во многом контролируют ГП, корпоративное управление необходимо укрепить, чтобы ГП могли работать в условиях конкуренции. ОЭСР (2005) подготовила руководящие принципы корпоративного управления для ГП, в центре которых стоит необходимость усиления правлений (советов), повышения прозрачности результатов деятельности ГП и подотчетности их руководства, усиления функции собственности государства путем создания структуры коммерческих стимулов для менеджеров, и защиты миноритарных акционеров. В Белоруссии большинство ГП переведены на коммерческую основу, но политическое вмешательство в принятие решений ГП все еще остается значительным".

На основе исследований авторитетных экспертов, исследования МВФ и ОЭСР, авторы документа отмечают, что "реформы рынка труда, благоприятствующие конкуренции, могут привести к значительному повышению объема производства и занятости". Они указывают также: "В Белоруссии повышение заработной платы опережало повышение производительности труда в результате чрезмерного повышения оплаты труда в государственном секторе в целях выполнения определенного целевого показателя по заработной плате. Значительная государственная поддержка слабых в финансовом отношении ГП и их выживание благодаря социальным целям не позволяет рабочей силе перейти на более продуктивные предприятия".

"Страны, в которых рост зарплаты превышает рост производительности труда, обычно характеризуются низкой мобильностью рабочей силы, сильной позицией работников на переговорах и неправильной структурой стимулов зарплаты, ослабляющей реакцию зарплаты на шоки спроса или технологии, и замедляющей корректировку в новых экономических условиях", - говорится в публикации.

Внимание авторами обращено на такие закономерности, как "уменьшение клина налогов на труд повышает потенциальный объем производства и снижает безработицу", "высокие налоги на труд увеличивают клин между стоимостью рабочей силы и чистой оплатой работников", "реформы рынка труда повышают темпы роста занятости при более конкурентных товарных рынках и наоборот".

"Среди стран, входящих в таможенный союз, включающий Казахстан, Россию и Белоруссии, в Белоруссии самые высокие налоги на труд", - подчёркнули эксперты МВФ.

"Приватизация должна проводиться параллельно с реформой предприятий, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые либерализацией рынка труда и товарного рынка. Приватизированные предприятия более склонны к инновациям, более продуктивны и принимают на вооружение новые технологии и новые методы управления быстрее, чем ГП, - отмечено в документе МВФ. - Реформы рынков труда и товарных рынков, открывая новые возможности для предпринимательства и трудоустройства, могут способствовать процессу приватизации, который все еще находится в Белоруссии на начальной стадии".

"Структурные реформы - включая дерегулирование товарного рынка и либерализацию торговли - способствуют экономическому росту", - резюмировали авторы доклада.

Как сообщало ИА REGNUM, в публикации МВФ от 17 мая "Республика Беларусь: документ по отдельным вопросам" говорится: экономика Белоруссии разбалансирована, её рост опирался на дешёвые ввозимые энергоресурсы и внешние заимствования, при отсутствии структурных реформ её показатели ухудшатся.

Также напомним, 31 мая 2011 года власти Белоруссии обратились к МВФ с просьбой о предоставлении стабилизационного кредита в размере $3,5-8 млрд, но до сих пор не получили положительного ответа. Александр Лукашенко 17 июня 2011 года заявил о том, что не пойдет на структурные реформы экономики, как того требует фонд, но может рассмотреть такой вариант при наличии триллиона долларов. "Нам не нужны у них кредиты, если они ангажированы политически - они нам выделят, потому как нет оснований эти кредиты не выделить", - подчеркнул Лукашенко.

Позднее, 9 сентября 2011 года Лукашенко заявил о неприемлемых политических требованиях МВФ. "Знаете, до чего дошли они - экономисты, финансисты? Они уже требуют от нас освобождения политзаключенных. Так какое ж это отношение имеет к МВФ? Какие заключенные? Вы же занимаетесь финансами, экономикой! А они нам первым пунктом выдвигают это требование, - заявил Лукашенко. - Вот они и открыли свое лицо". Лукашенко сообщил также: "У нас есть план, по некоторым вопросам он совпадает с рекомендациями МВФ. Значит, это надо МВФ отмечать и помогать, если хотят. Если нет - пусть нам мозги не пудрят. Не хотят помогать - скажите, что не хотите".

Отметим, правительство Белоруссии и международные организации обнародовали различные прогнозные показатели развития экономики республики в 2012 году. По данным Совмина Белоруссии, по итогам 2012 года ВВП вырастет на 5-5,5%, инфляция составит 19-22%. По данным МВФ, ВВП прибавит 3%, инфляция составит 38,4%, валовой внешний долг увеличится на 60,4%, госдолг вырастет на 25,1%, а дефицит счета текущих операций сократится на 6,2%. Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируют нулевой рост экономики Белоруссии в 2012 году и 3-4% рост ВВП в 2013 году, а дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2012-13 годах сохранится на уровне 10% ВВП ($2-3 млрд.).