Председатель правления государственного предприятия Pasažieru vilciens ("Пассажирский поезд", PV) Нил Фрейвалдс подал заявление об отставке, сообщил сегодня, 18 мая, руководитель бюро министра сообщения Латвии Айвиса Рониса (Партия реформ) Айвис Фрейденфелдс. Со своей стороны, глава Минсообщения предложил Фрейвалдсу остаться в PV на должности консультанта: учитывая его предыдущий опыт, передает корреспондент ИА REGNUM.

Новым председателем правления назначен магистр экономики Артис Биркманис, который ранее входил в состав правления Latvijas gaisa satiksme ("Латвийское воздушное сообщение"). Прежний его опыт работы связан с банковским сектором, лизингом и инвестиционными компаниями.

Поводом для отставки послужил набирающий обороты скандал вокруг закупки для нужд PV новых электро- и дизельных поездов. Как сообщало ИА REGNUM, Еврокомиссия пригрозила Латвии не только лишить ее софинансирования из Фонда выравнивания ЕС в размере 100 млн латов (142 млн евро), но и оштрафовать на такую сумму, если заключенный между PV и испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles, S.A. (CAF), генеральным подрядчиком которой выступает латвийское предприятие Рижский вагоностроительный завод, вступит в силу.

Все же по словам Рониса, процедуру закупки по производству новых поездов нужно активно продвигать вперед, так как сфера пассажирских железнодорожных перевозок в Латвии испытывает острую потребность в новых электричках и дизельных поездах. Также, по возможности, нужно развивать местное производство.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее парламентский секретарь Минсообщения, депутат Сейма Латвии Клавс Олштейнс заявил в интервью телеканалу LNT, что в случае расторжения договора о поставке новых поездов Pasažieru vilciens, латвийскому государственному предприятию, осуществляющему поссажирские перевозки по железной дороге, Латвии могут грозить санкции на треть суммы договора. Такие санкции предусмотрены договором между Pasažieru vilciens (PV) и испанской компанией Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles, S.A. (CAF), а также подписанные Латвией договоры о защите инвестиций. Конкретной суммы Олштейнс не назвал, но известно, что на закупку поездов планируется потратить 144 млн латов (свыше 204 млн евро), из них 100 млн латов (142 млн евро) выделит ЕС. Вторая часть договора предусматривает содержание поездов в течение 30 лет, а в целом сумма договора составляет 610,76 млн евро.

Олштейнс заявил, что в договоре допущены ошибки, и сейчас Минсообщения анализирует, не придется ли после получения поездов возвращать из бюджета крупные суммы за полученное от ЕС софинансирование. По его словам, ошибки вызваны непрофессионализмом отдельных людей, и руководству PV придется "взять на себя большую ответственность". "Были ли они умышленными, будем рассматривать позже", - сказал Олштейнс, который допускает возможность полной отмены закупок.