В Верховном совете Приднестровья 17 мая прошли слушания, организованные парламентским комитетом по внешней политике. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ВС ПМР.

Согласно предоставленной информации, изначально на слушаниях планировалось обсудить законопроект "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова". "Формального повода проводить парламентские слушания по законопроекту "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова" лишил собравшихся президент ПМР Евгений Шевчук, буквально за два дня до их начала отозвав законопроект. Такое право у главы государства, как автора законодательной инициативы, несомненно, есть, он им и воспользовался", - отметили в парламентской пресс-службе.

Там также сообщили, что абсолютное большинство принявших участие в слушаниях - а в их числе бывшие министры иностранных дел республики Владимир Ястребчак, Валерий Лицкай, политолог Андрей Сафонов, председательпартии "Родина" Александр Караман, председатель КПП-КПСС Владимир Гаврильченко, парламентарии Анатолий Дирун, Дмитрий Соин, Петр Пасат, Анатолий Каминский, Галина Антюфеева, эксперты в области внешней политики и международных отношений - высказали твердое убеждение в необходимости принятия закона, регулирующего ведение Приднестровьем переговорного процесса, устанавливающего его рамки.

По мнению экс-главы МИД Владимира Ястребчака, прошедшее с первого чтения ныне отозванного законопроекта время нисколько не умалило его значимости. "Время сделало его еще более актуальным, - заявил Владимир Ястребчак. - Это закон для внутреннего потребления, чтобы наши граждане знали, как, в каких правовых рамках, на каких принципах ведется переговорный процесс с Молдавией". Бывший руководитель внешнеполитического ведомства также признал право парламента устанавливать парламентский контроль за ходом переговорного процесса, которым законодательный орган, по его мнению, не пользуется.

Другой бывший министр иностранных дел Валерий Лицкай заявил, что "в обществе растет тревога по поводу вектора нашего движения". "В работе нынешнего состава МИДа наблюдается совершенно ненужная, излишняя секретность. Я член Консультативного совета при президенте, но тоже узнаю детали достигнутых в Вене договоренностей через СМИ. Такого рода секретность не может не вызывать подозрений и обоснованной обеспокоенности", - отметил экс-министр. По мнению Валерия Лицкая, механизм и принципы ведения переговорного процесса должны быть закреплены законодательно. "Закон мобилизует и дисциплинирует", - заявил первый министр иностранных дел республики. В заключение своего выступления Валерий Лицкай рекомендовал парламентариям использовать "мощные механизмы, которые есть в вашем арсенале", поддерживать более тесные связи с коллегами из Госдумы, в частности, с членами парламентской комиссии по международным делам, обмениваться с ними информацией, консультироваться, высказывать свои пожелания.

"В выступлениях большинства участников парламентских слушаний звучала искренняя обеспокоенность по поводу либерализации отношений с Молдавией, с нашими западными партнерами, неизменно преследующими исключительно собственные интересы, в то время как на референдуме 17 сентября 2006 года приднестровский народ в очередной раз высказался за независимый и суверенный статус республики и вхождение в Россию", - сообщили в парламентской пресс-службе.

Односторонние уступки Молдавии, по мнению участников слушаний, могут привести к непредсказуемым последствиям. "Как бы нам в одно непрекрасное утро не проснуться в другой стране", - отметила в своем выступлении депутат Галина Антюфеева. Реальной угрозой национальной безопасности назвал политолог Андрей Сафонов назначение помощником президента и его полномочным представителем в РФ Михаила Бергмана, "человека, считающего, что Приднестровью достаточно статуса автономии в составе РМ, человека, отрицающего необходимость приднестровской государственности". Сафонов считает, что гражданское общество вправе ходатайствовать перед главой государства об отстранении Бергмана от государственной должности.

Бывший вице-президент республики, лидер партии "Родина" Александр Караман в своем выступлении отметил, что "нас потихоньку приучают к присутствию РМ". "Причем делается это якобы для блага "простых людей". Сначала совместные таможенные посты, желание молдавских властей финансировать молдавские школы, со временем - филиалы молдавских паспортных столов, нотариальных контор, отделения дорожной полиции, судебных органов, включение Каменского и Рыбницкого районов в состав еврорегиона "Днестр" - ведь все это "для удобства простых людей". Так мы не успеем опомниться, как "профукаем республику". И где тогда окажутся защитники Приднестровья? Что будет с нашей собственностью?" - заявил Караман.

Главной рекомендацией выступающих в ходе слушаний стало предложение Верховному совету взять на себя ответственность за подготовку нового законопроекта, касающегося ведения переговорного процесса с Молдавией. Лейтмотивом состоявшегося разговора стали также призывы к консолидации ветвей власти и общества, к ведению конструктивного диалога, к конструктивной критике.

Как сообщало ИА REGNUM, проект закона "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова", внесенный экс-президентом ПМР Игорем Смирновым, определяет компетенцию органов власти для ведения переговорного процесса с Молдавией, разъясняет основные термины и определения. Документ устанавливает, что переговорный процесс направлен на окончательную и справедливую нормализацию отношений Молдавии и Приднестровья, и ведется на основе равноправия сторон, взаимного уважения суверенитета и независимости. Среди целей переговоров названы реализация воли народа ПМР, выраженной в ходе всенародных референдумов, и создание условий для окончательного международного признания государственной независимости Приднестровской Молдавской Республики. 16 ноября 2011 года Верховный совет Приднестровья рассмотрел и принял данный законопроект в первом чтении. 16 мая законопроект был отозван из парламента новым президентом ПМР Евгением Шевчуком.