Поствыборная Армения: "Заклятые союзники": одержавшие победу партии власти вынуждены лавировать

Ереван, 18 мая 2012, 11:33 — REGNUM  Результаты состоявшихся в Армении 6 мая парламентских выборов выявили специфическую, редко встречающуюся в аналогичных случаях проблему. Две ведущие партии, ранее составлявшие в Национальном собрании проправительственную коалицию - Республиканская партия Армении (РПА) и "Процветающая Армения" (ППА), вновь одержав убедительную победу и контролируя, в совокупности, более 100 мандатов из 131-го в парламенте страны, далеки от однозначных подходов к продолжению коалиционных отношений.

Это и стало стержнем разворачивающейся поствыборной интриги. РПА, получившая 70 мандатов (а с "партией-спойлером" "Оринац еркир" - так и все 75), формально не нуждается в продолжении коалиционного сотрудничества с кем бы то ни было. ППА, за которую было подано более чем вдвое больше голосов, чем на выборах 2007 года, несколько увеличила свое присутствие в парламенте. Но идти на коалицию с РПА - причем на условиях последней - означало бы, по сути, капитуляцию, открытый переход в разряд "клиента победившей силы" и неизбежную в перспективе политическую маргинализацию. 455 тысяч граждан, поверивших патерналистской псевдоппозиционной риторике партии, разумеется, не простят такой резкой смены курса.

Однако не менее серьезная проблема встаёт и перед РПА. Однозначный отказ от дальнейшего сотрудничества с ППА может выдавить бывшего союзника на поле реальной оппозиции. А это, учитывая число отданных за ППА голосов, способно вырасти в серьезную проблему. Причем проблема может возникнуть уже довольно скоро, если учесть что в феврале будущего года в стране состоятся президентские выборы.

Это тем более вероятно, что сразу после парламентских выборов зазвучали голоса, призывающие ППА и её лидера, олигарха Гагика Царукяна, войти в союз с иными оппозиционными силами и на предстоящих выборах выступить с единым кандидатом. Особенно последовательно выступает против сотрудничества с РПА бывший глава МИД республики Вардан Осканян. Это симптоматично, если иметь в виду, что он является креатурой экс-президента Роберта Кочаряна, создателя и многолетнего "куратора" "Процветающей Армении". Вывод однозначен: бывший президент не отказался от далеко идущих политических амбиций, невзирая на официальные итоги выборов. Он, насколько можно судить по его же собственным заявлениям, изучает возможности возвращения на политическую сцену.

Поэтому РПА и лично ее лидер и президент страны Серж Саргсян изучают возможности удержания ППА в орбите своего влияния. Уже сообщалось, что 17 мая президент республики встретился с Гагиком Царукяном. И хотя официальной информации о содержании беседы нет, руководитель парламентской фракции РПА Галуст Саакян заявил радиостанции "Свобода", что в случае создания новой коалиции, вопрос поддержки единого кандидата на пост президента в 2013 году будет ключевым.

Одновременно представитель ППА Арам Сафарян считает, что говорить о возникновении какой-либо конфигурации пока преждевременно, поскольку "политические процессы продолжаются". ППА, по его словам, должна оправдать доверие своих избирателей, воплотить в жизнь "народный наказ - развивать страну". А это, полагает партфункционер, - "серьезная причина" для нахождения таких форм сотрудничества и конкуренции, которые, с одной стороны, "уберегут страну от столкновений", а, с другой - позволят партиям "не предать принципы, которые они приняли в сотрудничестве с народом".

Понятно, что двойственная ситуация, в которой оказалась ППА и ее руководитель, олигарх Царукян, долго сохраняться не может. Кажется, это понимают и в руководстве РПА, где явно не хотели бы принимать необратимых решений. Поэтому рассматривается вариант, при котором ППА может формально остаться вне коалиции, а фактически - войти в неё, сохранив и даже несколько приумножив свое представительство в структурах исполнительной власти. В частности, уже сообщалось, что ППА, помимо того, что за ней останутся четыре министерских портфеля и три губернаторских поста, может получить еще и портфель министра культуры.

Это, во-первых, позволило бы не менять традиционную конфигурацию управления страной, во-вторых - дало бы возможность Царукяну "сохранить лицо", а главное - послужило бы определенной гарантией поддержки "Процветающей Арменией" кандидатуры действующего главы государства - в полном соответствии с подписанным еще в феврале обновленным коалиционным меморандумом.

Но этот вопрос уже расколол ППА. Несколько видных представителей партии, ведомых Варданом Осканяном, уже дали понять, что ни в какую коалицию с РПА, пусть даже и неформальную, идти не собираются. В СМИ муссируются слухи, что несколько депутатов уже готовы выйти из фракции и сформировать собственную группу в будущем парламенте. И, чтобы избежать раскола и возникновения непредсказуемых парламентских альянсов, Царукян, якобы, предложил президенту "отдать" Осканяну пост спикера парламента. Совершенно ясно, что слухи подобного рода, касающиеся распределения постов в законодательной и исполнительной власти, сильно нервируют функционеров РПА. Некоторые из них, исходя из расклада мест в парламенте, не видят никакой необходимости в сохранении сотрудничества с ППА, ибо это автоматически уменьшает число желанных должностей, которые достанутся им самим в качестве победителей парламентской гонки.

Поэтому, насколько можно понять, в РПА зреют и куда менее толерантные подходы в отношении "заклятого союзника". Проявлением подобных настроений можно считать появление публикаций, в которых говорится, что "выходом" из сложившейся ситуации для ППА может стать "уход лидера партии". Ведь, обладая серьезным политическим ресурсом, "крупный олигарх становится противником всех других олигархов, даже врагом", поскольку у остальных олигархов "нарушается ощущение равноправия".

Поэтому "крупный олигарх" превращается в своего рода общенациональный аллерген (по крайней мере, для своих коллег-предпринимателей), а это-де ограничивает возможности партии для маневра и к тому же провоцирует общественный раскол. Ясно, что намеки такого рода адресованы отнюдь не олигарху Царукяну (который, конечно, совсем не считает, что, руководя партией, он нарушает существующее равновесие), и не обществу, которое по указанной причине раскалываться и не думает, а в первую очередь - действующей власти, которой дают понять, что "обиженные неравноправием" бизнесмены могут ведь и скорректировать свои позиции беспрекословного с ней сотрудничества. Ибо что позволено одному, должно быть позволено и остальным. Такая вот идеология равноправия для богатых.

Более чем вероятно, что ведущийся в настоящее время напряженный торг между РПА и ППА завершится полюбовно: на смену предыдущему коалиционному формату придет некое "межпартийное соглашение", то есть будет найдена менее обязывающая форма сохранения сложившейся властной конфигурации. Это в определенной мере сохранит в перспективе некоторую свободу маневра для обоих участников переговорного процесса. Вероятно, в сложившейся ситуации это стало бы наиболее оптимальным для них решением. Однако, учитывая все отмеченные обстоятельства, принять такое решение, по-видимому, нелегко. Во всяком случае, вопреки прогнозам, вечером 17 мая на заседании исполкома РПА во главе с Сержем Саргсяном, вопрос о создании коалиции либо какой-либо иной формы сотрудничества не обсуждался, никакого решения принято не было. Переговоры и консультации будут продолжены, тем более, что одновременно продолжаются переговоры и с другими представленными в парламенте партиями за исключением Армянского национального конгресса во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном.

В любом случае, не вызывает сомнений, что стабильность во внутриполитической жизни и преемственность внешнеполитического курса будут сохранены - тем более, что международное сообщество, явно заинтересованное в дальнейшем сотрудничестве с нынешней властью республики на региональной арене, в целом готово благосклонно оценить состоявшиеся в Армении выборы. Об этом в некоторой мере свидетельствует и промежуточный доклад наблюдательской миссии ОБСЕ. Другой вопрос - насколько эта стабильность (которую некоторые наблюдатели называют "застоем") соотносится с зарождающимися новыми общественными запросами. В этой связи говорится о том, что "общество живет своей жизнью, а политическая система - своей". Потенциальную опасность такого положения вещей, в том числе и для правящей элиты, объяснять не приходится - она очевидна. Причина в том, что просматривающееся ранее стремление к мягкому варианту обновления политических и предпринимательских элит, модернизации общественно-политической жизни вряд ли можно считать реализованным в результате парламентских выборов. По крайней мере - пока.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.