В Чечне, где выборы президента республики назначены на 5 октября, окончательно определились соискатели поста главы республики. Республиканский избирком объявил о том, что десять претендентов выполнили все необходимые условия и были официально зарегистрированы в качестве кандидатов в президенты Чеченской Республики.

Таким образом, в президентской гонке, вероятно, примут участие нынешний глава республики Ахмад Кадыров, депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов, бизнесмен Малик Сайдуллаев, бывший глава администрации Ачхой-Мартановского района Шамиль Бураев, преподаватель университета Авхад Хачукаев, поэт Николай Пайзулаев, заместитель военного коменданта ЧР Саид-Селим Цуев, заместитель гендиректора "Грознефтегаза" Кудус Садуев, бывший вице-премьер Чечни Хусейн Бийбулатов, бывший вице-премьер, ныне главный федеральный инспектор по Южному федеральному округу Абдулла Бугаев.

Кто из десяти претендентов имеет реальные шансы стать президентом Чечни? Версий много, но, как считают информированные обозреватели, не последнюю роль в чеченской избирательной кампании будет играть позиция, которую займет Центр. Пока президент Владимир Путин и его администрация держатся на демонстративном удалении от всех кандидатов, за исключением, может быть, Ахмада Кадырова, который и долгом службы, и политическими интересами тесно связан с кремлевской администрацией. Хотя президент и заявил, что тот, кого выберет чеченский народ, и будет наиболее приемлемым партнером для Кремля, все понимают, что в этом официальном заявлении есть доля политического иносказания. Разумеется, федеральный гарант Конституции не имеет права открыто выступить в поддержку одного из кандидатов. Но, с другой стороны, столь же очевидно, что в нынешней ситуации, когда в Чечне едва ли не каждый день гремят взрывы и боевики грозят вновь развернуть боевые действия, федеральное руководство не может пустить политический процесс в Чечне на самотек.

Нет сомнений, что у Центра существуют приоритеты среди кандидатов в чеченские лидеры; более того, приоритеты эти очевидны. В первую очередь об этом свидетельствует утверждение даты выборов: по личной просьбе Кадырова и вопреки возражениям остальных кандидатов президент России назначил выборы в Чечне на 5 октября. Другим столь же красноречивым фактом является поддержка, которую оказывает избирательной кампании Кадырова движение "Единая Россия". Хотя сам глава республики отказался от предложенной помощи "единороссов" и официально идет на выборы в качестве независимого кандидата (очевидно, что для чеченского политика такой статус более предпочтителен, особенно сейчас), видные представители "Единой России" (в том числе Франц Клинцевич) самым активным образом участвуют в проведении кадыровской кампании. В поддержку Кадырову также выступили лидеры "дублирующей" прокремлевской группы - Народной партии.

В чем же причина этой тенденции? Дело в том, что при всем богатстве выбора кандидатов и политических программ Ахмад Кадыров является единственным руководителем, который способен осуществлять реальное управление политическим процессом в Чечне. Именно Кадыров является автором плана поэтапного политического урегулирования кризиса в Чеченской Республике, который предусматривал проведение референдума по принятию конституции, проведение общенародных выборов президента и парламента, формирование легитимных республиканских органов власти, располагающих поддержкой большинства населения, заключение договорных отношений между Центром и республикой и т.п.

Первый этап этого плана уже реализован: референдум по конституции ЧР проведен, основной закон республики принят большинством избирателей. Теперь на повестке дня - проведение выборов президента Чечни. И Центр, вероятно, заинтересован в том, чтобы на этих выборах одержал победу тот, кто может и хочет далее выполнять план, направленный на политическую стабилизацию ситуации и переход к процессу мирного развития Чеченской Республики в составе Российской Федерации.

Как показывает практика, такой процесс нужен не только Кадырову, не только чеченцам - он необходим и Москве. Назначив Кадырова главой чеченской администрации, поддерживая его как руководителя и как регионального политика в течение минувших трех лет, одобряя его стратегические предложения по нормализации ситуации в республике и развитию мирного процесса, Владимир Путин, видимо, выстраивает свои планы разрешения чеченского кризиса с непременным участием фигуры Ахмада-Хаджи. Поэтому не только в Чечне и на Северном Кавказе, но и в России успехи Кадырова связываются с позицией главы государства. А поражение Кадырова, соответственно, вряд ли помогло бы его репутации прагматичного руководителя, реально управляющего политическими процессами в стране.

Не следует также забывать, что не за горами и выборы президента России. До конца президентского срока Путина - чуть более полугода, приходит время подводить итоги, готовиться к избирательной кампании. По оценкам политобозревателей, первый президентский срок Путин выиграл вчистую. Однако нерешенной осталась самая острая, сложная, самая драматическая проблема - чеченский кризис.

Да, за эти годы разгромлены базы террористов. Да, ликвидирован бандитский режим, экспортировавший войну и терроризм по всей России. Да, прекращена позорная работорговля. Да, постепенно налаживается мирная жизнь республики. Но серьезных трудностей еще хватает. Начатый конституционным референдумом политический процесс урегулирования только набирает обороты. Препятствий на его пути - огромное количество. Сказываются политическая апатия населения, после двенадцати лет непрекращающихся кризисов и войн разуверившихся в любых обещаниях и заверениях политиков, озлобленность части людей, пострадавших от произвола федералов, недоверие к коррумпированным чиновникам. Да и давление со стороны боевиков не стоит сбрасывать со счетов.

Вот почему сейчас в качестве главы Чечни особенно необходим решительный, волевой человек, который сможет продолжить политический процесс урегулирования, несмотря на самые сложные препятствия. Только так можно придти к реальному решению наиболее острой общегосударственной проблемы последнего десятилетия. И только так руководство России сможет убедить наше общество, своих избирателей в том, что начатый осенью 1999 года курс на решительную борьбу против сепаратизма и терроризма был избран верно, что жертвы, которые были принесены россиянами всех национальностей ради победы над тотальным бандитизмом в Чечне, не были напрасны.

Егор Федулов