Правительство Литвы одобрило концессионное соглашение по строительству Висагинской АЭС. Согласно документу, стратегическому инвестору - компании Hitachi должно будет принадлежать 20%, Литве - 38%, Эстонии - 22%, Латвии - 20% акций новой атомной станции. Общий имущественный взнос Литвы в проект более чем за 10 лет, по подсчетам министерства финансов республики, составит около 2,6 млрд. евро (около 9 млрд. литов). Концессионное соглашение и связанный с ним пакет документов отправлены в парламент республики на утверждение. Стоимость проекта оценивается в диапазоне от 4,6 млрд. евро (16 млрд. литов) до 5,2 млрд. евро (18 млрд. литов). Как утверждается, Литва, доля которой в проекте составит 6-6,8 млрд. литов, может взять в кредит 45-55% этой суммы под госгарантию. По словам министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, себестоимость производства электроэнергии без затрат на погашение кредитов в течение всего периода работы станции - 60 лет - должна будет составлять 7-10 центов, между тем, затраты на погашение кредитов, которые намечается погасить за 18 лет, - еще 10-15 центов. Таким образом, до 2040 года цена электроэнергии новой АЭС будет 17-25 центов. По расчетам правительства Литвы, производимая на ВАЭС электроэнергия должна быть дешевле энергии, полученной с помощью ветроустановок (около 30 центов за киловатт-час), при этом стоимость электроэнергии, вырабатываемой новым энергоблоком комбинированного цикла электростанции Lietuvos elektrine, строительство которого сейчас заканчивается, составят 35,5 цента. По прогнозу ассоциации ENTSO-E (The European Network of Transmission System Operators for Electricity), после 2020 года рыночная цена электроэнергии в регионе Балтийского моря составит около 30 центов по пессимистичному сценарию и около 15 центов - по оптимистичному.

"Чтобы оценивать экономическую составляющую, нужны цифры, а их никто не огласил, к ним нет публичного доступа, - отметил бывший президент государственной энергокомпании Латвенерго Карлис Микелсонс. - Озвученная сумма в 5 миллиардов евро ничего не дает. Да, это очень большие деньги. Обычно, когда каким-то образом рассчитывается бизнес-план, мы выходим на какую-то цену мегаватта или киловатта, который будет производиться. И самое главное - будет ли эта цена конкурентоспособна в рынке. Потому что в Прибалтике открытый рынок электроэнергии. Если бы цена была конкурентоспособной, тогда бы и проект был бы выгодным. Но вопрос - насколько он выгоден инвестору? К сожалению, я этого не знаю, у меня такой информации нет. По-моему, это сейчас политический проект, который на данный момент больше интересует литовское руководство".

"Если Латвия будет иметь там 500 мегаватт "крутящихся", как энергетики говорят, тогда это, наверное, было бы выгодно, а если это инвестиция будет работать как финансовая инвестиция - то разве может инвестор, которому принадлежит 20%, хоть как-то повлиять на проект? Он не может ничего, только платить свои деньги и, может быть, когда-нибудь получить свои дивиденды", - полагает эксперт.