В ходе военного парада в Степанакерте 9 мая незамеченным со стороны комментаторов осталось то, что ракеты "СКАД" и китайская система реактивного залпового огня "Тайфун" были продемонстрированы именно в Карабахе, а не в Армении. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил замдиректора Института Кавказа, эксперт по безопасности Сергей Минасян.

На его взгляд, демонстрация являла собой определенный ответ на непрекращающиеся в Азербайджане заявления о том, что в случае возобновления военных действий, ОДКБ и Россия не могут вмешаться, если действия Баку ограничатся только Карабахом. В этом плане, по словам Минасяна, демонстрация указанных видов вооружений подрывает основы данной концепции. "Армения и Нагорный Карабах демонстрируют, что готовы размещать оперативно-тактические комплексы и системы дальнего поражения в Карабахе. То есть, в случае боевых действий если Азербайджан на первом этапе решит ограничиться только войной в Карабахе в целях исключения столкновения с членом ОДКБ (Армения), то с территории Нагорного Карабаха реактивные системы залпового огня будут обстреливать уязвимые цели в глубине Азербайджана", - подчеркнул эксперт.

Вместе с этим он выразил сомнение по поводу жизнеспособности концепции азербайджанской стороны в реальности, поскольку в Азербайджане будет совсем "неприятно чувствовать, что они находятся под обстрелами систем "СКАД" и "Тайфун", а Ереван для них окажется формально недосягаем. Складывается ситуация, в которой чисто из военной точки зрения Азербайджан должен будет каким-то образом вовлекать в боевые действия Армению со всеми вытекающими из этого последствиями.

Когда речь заходит о возобновлении войны в зоне карабахского конфликта многие задаются вопросом, как на это прореагируют Россия и ОДКБ, если в ней примет участие и стратегический союзник РФ в Закавказье - Армения. Минасян уверен, что Россия однозначно отреагирует: "Во время подписания 5-го протокола (о продлении срока дислокации российской 102-й военной базы в Гюмри - ред.) в августе 2010 года, тогдашний президент России Дмитрий Медведев четко отметил об этом". Очевидно, что Россия в полном объеме выполнит взятые на себя обязательства перед Арменией, считает он.

Относительно вопроса участия ОДКБ, Минасян считает, что здесь ситуация обстоит несколько иначе. "Некоторые центральноазиатские страны, наверное, захотели бы неким образом избежать ответственности в этом вопросе, однако и здесь не надо забывать, что в этом военно-политическом блоке первую и главную роль играет именно Россия. Кроме того ОДКБ имеет формат участия, который не предполагает консенсуса", - подчеркнул замдиректора Института Кавказа, добавив, что когда речь идет о территории Армении и реакции РФ, она (реакция) не ограничится только территорией Республики Армения.

"Если Россия будет содействовать Армении в обеспечении ее безопасности, это не ограничится только ее территорией. Россия граничит с Азербайджаном на севере, есть Каспийское море и в случае возобновления полномасштабных боевых действий, Москва прореагирует по всем направлениям, что впрочем она достаточно быстро и успешно сделала в августе 2008 года", - считает Сергей Минасян.

Говоря о функциональности российской военной базы в Армении, эксперт указал на то, что в плане армяно-азербайджанского военного баланса она играет существенную роль, однако в случае с Турцией, ее роль - политическая, но не менее значимая. "Однако при размораживании ситуации в зоне карабахского конфликта, российское военное присутствие не будет ограничиваться исключительно 102-ой военной базой в Гюмри. Россия граничит с Закавказьем, и российский военный потенциал может быть проецирован также c севера", - заключил Минасян.