15 мая в Тюмени состоялось выездное заседание Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Председателе Совета Федерации. Оно было посвящено вопросам рыболовства, развития Севморпути и ледокольного флота, развития социальной привлекательности арктических регионов России.

На заседании было отмечено, что Северный морской путь, который по праву считается одним из самых перспективных экономических проектов, сегодня, по сути, простаивает. По сравнению с 1985 годом, когда грузопоток составил 6,5 миллиона тонн, грузопоток 2010 года уменьшился в три раза и составил 2,7 млн тонн грузов. Это говорит о том, что вдоль СМП нет необходимой инфраструктуры. Но перспективы еще более печальны. Глава ФГУП "Росатомфлот" Вячеслав Рукша обозначил еще одну болевую точку северной акватории: в ближайшие годы из эксплуатации будут выведены несколько атомных ледоколов и Севморпуть попадет в "ледовую паузу" - акватория просто встанет. Среди других вопросов была затронута и тема границ Арктической Зоны Российской Федерации. Собравшиеся не остались равнодушными и к предложению об увеличении Арктической зоны. На сегодняшний день к северным территориям приравнены семь регионов России, однако, их предлагается дополнить, добавив еще два субъекта РФ, - Карелию и Архангельскую область.

Кроме того, была озвучена еще одна проблема - для освоения Арктики нужны люди, а их их невозможно привлечь без непосредственного участия государства. Один из ключевых выводов, сделанных экспертной группой - необходимость разработки перспективной госпрограммы о привлечении молодежи для работы в Заполярье. Члены совета были единодушны в том, что в структуре исполнительной власти необходим специальный орган, который бы занимался проблемами Арктики. Спецпредставитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий предложил экспертам подумать о том, какую форму он примет - федерального агентства, министерства или госкорпорации.

Следующее заседание экспертного совета по вопросам Арктики решено провести в Архангельске.