В Санкт-Петербурге в Государственном музее-заповеднике "Царское село" сегодня, 15 мая, представили выставку "1812 год в частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга" и представили возвращенную после Великой Отечественной войны и спустя 67 лет возрожденную реставраторами картину Франсуа Дюбуа "Войска Наполеона, входящие в Мюнхен 24 октября 1805 года". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в Санкт-Петербурге сегодняшнее событие - одно из первых масштабных мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Московский историк искусства и коллекционер Сергей Подстаницкий - куратор выставки "1812 год в частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга"

Многие экспонаты, представленные на выставке "1812 год в частных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга", "неизвестны даже специалистам". Об этом сообщил куратор выставки, историк искусства, российский коллекционер Сергей Подстаницкий.

Среди наиболее интересных предметов экспозиции - "Портрет императора Александра I" работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца, акварельный портрет одного из героев войны Павла Бурцова, созданный стразу после завершения боевых действий Александром Витбергом, автором первого проекта Храма Христа Спасителя, личный стеклянный кубок, принадлежавший графу Матвею Дмитриеву-Мамонову. "Граф на свои средства, будучи одним из богатейших людей России, сформировал ополчение, сам принял участие в войне 1812 года, получил генеральский чин, - рассказывает Подстаницкий, - он был близок к декабристам, отказался присягать Николаю I, был объявлен властями сумасшедшими над ним была учреждена опека. Этого человека очень ценил Пушкин. Кубок, представленный здесь, украшен личным гербом и монограммами графа".

Подстаницкий рассказал и о том, что до сих пор "на французском антикварном рынке попадаются предметы, вывезенные французскими войсками из разграбленной в 1812 году Москвы". В частности, на выставке представлена гравюра Иванова с оригинала Буше "Прекрасная флорентийка", вернувшаяся в Россию спустя 200 лет.

Директор ГМЗ "Царское село" Ольга Таратынова, представляя сегодня картину Франсуа Дюбуа "Войска Наполеона, входящие в Мюнхен 24 октября 1805 года", сказала, что у этого полотна "судьба фантастическая". Картина, провисевшая во дворце в Царском селе на одном и том же месте с первой четверти XIX века и до июня 1941 года, была вывезена фашистами и найдена искусствоведом Анатолием Кучумовым в Германии в 1948 году, была в ужасном состоянии и пролежала на валу в запасниках до осени 2011 года, записанная как "работа неизвестного художника". Картина была в свое время подарена Ннаполеоном Александру I.

Царскосельские реставраторы вернули полотно к жизни. "Мы реставрировали картину за счет собственных средств, - отметила Таратынова, - это стоило музею полтора миллиона рублей". Картина станет одним из центральных экспонатов выставки "Александр I и Наполеон. Мир перед войной".

На выставке представлены уникальные экспонаты. Как известно, у Александра I и Наполеона был краткий период компромисса, встреча "на плотах" в Тильзите, когда молодые императоры (Александру было 30, Наполеноу - 38) "делили" Европу. Нет документальных свидетельств, но бытует легенда, что именно тогда Наполеон подарил Александру набор дуэльных пистолетов, представленный на выставке.

А вот картину Дюбуа Ольга Таратынова назвала подарком "политически циничным" - мать Александра императрица Мария Федоровна - урожденная Баден-Вюртембергская, княжества Вюртемберга и Баварии, столицей которого являлся Мюнхен, имели общие границы, семьи дружили. "Александру I фактически подарили картину о завоевании родины его матери, и это была акция устрашения", - считает Таратынова.