Газета: Латвия окончательно сворачивает авиационно-инженерное образование

Рига, 15 мая 2012, 14:48 — REGNUM  "С нового учебного года перестанет существовать Институт авиации Рижского Технического университета (РТУ). На его месте в результате интриг и подковерных игр создается новый вуз со странным названием - Институт аэронавтики. Как считают некоторые специалисты, таким образом с авиационным образованием в Латвии будет покончено. Еще одного натиска оно уже не переживет", - пишет сегодня, 15 мая, газета "Вести сегодня".

Первый удар по этой отрасли высшего образования в Латвии был нанесен в начале 1990-х, когда был уничтожен легендарный РКИИГА - Институт инженеров гражданской авиации всесоюзного и даже международного значения. Рижский авиационный университет (РАУ), возникший на его руинах, прекратил существование в начале 2000-х годов, когда один из обломков РАУ - Институт авиации (АИ) - был пристегнут к РТУ. Авиационный институт - хоть и небольшой, но уникальный для Латвии вуз, который готовит инженеров-эксплуатационников: механиков по двигателям и электронщиков - как для компании airBaltic, так и для десятка других небольших авиакомпаний вроде Smartlynx, Inversija airlines, RAF-avia. Институт имеет членство в ICAO (Международной авиационной ассоциации) и унаследовал остатки материально-технической базы от РКИИГА - авиатехнику, тренажеры, оригинальные двигатели, поставленные в свое время из КБ Туполева. Плюс аэродинамическая труба. Ближайшее подобное сооружение есть еще в Киевском институте гражданской авиации. Ежегодно АИ выпускает 25-30 бакалавров и 10 магистров. Среди институтов факультета транспортного машиностроения (ФТМ) РТУ на авиационной программе самый высокий набор.

Решение о реорганизации Авиационного института путем объединения его с Институтом транспортных технологий (ИТТ) было принято 26 марта 2012 года сенатом РТУ. Оба вуза находятся в составе ФТМ.

"Подготовка решения была проведена за спиной профессорско-преподавательского состава нашего вуза. В начале марта мы получили приказ ректора РТУ о реорганизации. Он был датирован 29 февраля, но в первой же его строке было сказано, что уже 1 марта директор ИТТ Александр Урбах должен представить концепцию нового института, а декану ФТМ Эрику Гериньшу надлежит разработать план действий по реализации этой концепции. О том, чтобы выслушать предложения Авиационного института, вообще речи не шло. Это всколыхнуло как преподавателей, так и студентов, а наш директор Мартин Клейнхофс попал в больницу с приступом мерцательной аритмии. Еще трем преподавателям в те дни вызывали "скорую" - ситуация неведения выбила их из колеи. А ведь наша профессура - это последние остатки авиационных специалистов в Латвии. И только после того, как мы всем коллективом написали открытое письмо ректору РТУ Леониду Рибицкису, до нас довели концепцию, предложенную профессором Урбахом", - рассказала изданию замдиректора Авиационного института по учебной работе Нина Шленская.

В свою очередь ТТИ - это маленький институт, выпускающий специалистов транспортной логистики и ремонтных технологий. Такие же программы существуют в частном Институте транспорта и связи, и у "автомобилистов" в РТУ. Однако дублирование учебных программ, которому в стране, казалось бы, объявлен бой, не мешает существованию ИТТ. Более того, именно директор ИТТ А. Урбах, который уже лет 12 не связан с проблемами авиаобразования, назначается разработчиком концепции нового профильного вуза.

В приказе ректора РТУ в структуре будущего института упомянуты лаборатория нанотехнологий, лаборатория технических материалов авиации и космоса, и лаборатория охраны труда и выносливости конструкций авиационной и космической техники, ставится задача разработать стандарты инженеров аэронавтики, разработать магистерские программы "Аэронавтика и транспорт" и "Космические технологии", сообщила Шленская. Однако, по ее мнению, данная концепция не выдерживает никакой критики, не смотря на то, что проталкивается она именем научного прогресса. Все упирается в средства: "Откуда возьмутся на этот суперпроект средства и кадры? Не исключено, что появились некие европейские деньги, которые срочно нужно освоить. Их иногда дают третьим странам или молодым членам ЕС на развитие каких-то научных направлений. Вполне возможно, было выбрано направление аэронавтики. А дальше - по схеме: мы берем деньги, организуем научную группу и начинаем исследовать, например, задачу "Можно ли вырастить бананы под Резекне?". 2-3 года мы работаем, а потом говорим: сорри, ребята, не растут под Резекне бананы. Деньги освоены. Те, кто их дал, поставили галочку. Те, кто их взял, - тоже. Все довольны. Но прогресса-то нет! То же самое будет и с космическими перевозками и космическими нанотехнологиями. Впрочем, все это лишь предположения. Что же касается кадров, способных реализовать столь масштабную задачу в рамках весьма скромного научного потенциала страны, особенно в заявленной отрасли, то их и вовсе нет".

По информации издания, причины реорганизации Авиаинститута лежат в плоскости передела структуры и власти. "На место директора нового института прочат директора ИТТ Урбаха, который когда-то, будучи деканом механического факультета РАУ, был активным сторонником ликвидации вуза. Когда вместо него при РТУ был создан Авиационный институт, Урбах очень рассчитывал стать его директором. Однако должность досталась другому профессору - Мартину Клейнхофу, более уважаемому в научной среде. Тогда Урбах решил оторвать кусок от нового института и создал еще один - "под себя". Прежнее руководство РТУ, на удивление, не возражало. Так появился ИТТ. Сегодня он участвует в пробивании идеи Института аэронавтики на базе возглавляемого им вуза и... путем ликвидации Авиационного института. Хотя объединение на базе АИ было бы куда более логичным - по факту содержания вуза. Кстати, именно профессору Урбаху принадлежит знаковая фраза: "Авиационные инженеры здесь вообще не нужны!"" - пишет издание.

Другим лоббистом ликвидации Авиационного института является, по информации газеты, декан ФТМ Гериньш, завзятый националист. "Несмотря на то что преподаватели Авиационного института давно читают лекции на латышском языке, а в худшем случае - на английском, их постоянно кошмарят языковыми проверками. Преподаватели так и говорят: мы для Гериньша - русский рассадник и красная тряпка", - пишут "Вести сегодня".

"Реорганизация задумана ради экономии и более эффективного использования учебных ресурсов, и пусть вас не смущает новое название института, в западных странах подобные вузы давно так называются. Все преподаватели останутся на своих местах, у всех будет работа. Даже более того. Мы думаем привлекать зарубежных лекторов, которые будут читать на английском языке, так что если у иностранных студентов появится интерес к этим программам, они смогут учиться у нас. Кто будет директором нового института, покажет время. В сентябре состоятся выборы нового руководства, конкурс будет открытым. Вместо 9 кафедр планируется сделать 4. Так что никакой ликвидации не предвидится, а даже совсем наоборот. Все будет нормально!", - заверил "Вести Сегодня" ректор РТУ Рибицкис.

В свою очередь последний ректор РКИИГА, специалист по аэродинамике, профессор Авиационного института Валерий Ушаков поделился с изданием своими сомнениями: "Я не сторонник переструктуризации. Аэронавтика - это воздухоплавание, термин из 60-70-х годов, сейчас словечко на Западе модное. Но для Латвии все же актуальнее институт, который готовит авиаинженеров. Кстати, в советское время из всей Прибалтики только в Латвии отрасль была мощно развита. Ни в Литве, ни в Эстонии не было такой разветвленной сети авиаобразования и науки - училище, институт, несколько профильных НИИ и КБ. Зато после развала СССР в Литве появились два своих авиационных вуза, а в эстонском Тарту - училище, которое потом переросло в академию. А у нас гробят даже осколки. Между тем Авиационный институт - это последний бастион подготовки авиаинженеров по обслуживанию аэродромов. Часто слышно: ну что это за вуз такой, раз там одни русские учатся! А кто виноват, если после Атмоды латыши ринулись петь-танцевать, учиться на психологов и юристов, а наши дети пошли по стопам родителей. Дети авиаторов часто идут за отцами, потому что профессия уважаемая и образование отличное. Кстати, в развитие материально-технической базы нашего вуза РТУ не вложило ни сантима. Все, что у нас есть, осталось с прошлых лет и по сей день работает".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
В Казахстане не оценили оренбургскую идею о карантинной полосе на границе
NB!
24.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 марта
NB!
24.03.17
Госдума запрещает продажу алкоголя через вендинговые машины
NB!
24.03.17
Зима кончилась – следствие идет: новое дело о воронежских сосульках
NB!
24.03.17
Госдума запрещает перевозить две «баклажки» с «незамерзайкой»
NB!
24.03.17
Конфликт на Южном Урале: депутаты взбунтовались, отчёт мэра сорван
NB!
24.03.17
«Звездность»: Госдума вводит обязательную классификацию гостиниц и турбаз
NB!
24.03.17
Грустный рейтинг регионов России — по числу ДТП и их жертв
NB!
24.03.17
РИА Новости фальсифицировало позицию МИД РФ в отношении ИА REGNUM
NB!
24.03.17
Террористические атаки в ЕС в Литве называют «выгодными России»
NB!
24.03.17
Юнкер: Лондон заплатит миллиарды за Brexit
NB!
24.03.17
Кургинян об убийстве Вороненкова: Никакой политики, сплошной криминал
NB!
24.03.17
В Армении склонны верить букмекерам, а не социологам
NB!
24.03.17
Белоруссия становится фактором польско-немецких отношений?
NB!
24.03.17
Ле Пен: Россия и Франция должны соединить усилия в борьбе с глобализацией
NB!
24.03.17
Кто, за что и зачем убил Вороненкова?
NB!
24.03.17
Премьер Эстонии едет «по-тихому» отметить в Петербурге независимость страны
NB!
24.03.17
Белорусы на марше SS в Риге: «концепция Междуморья работает»
NB!
24.03.17
Афганистан: кому адресованы «откровения» генерала Скапаротти
NB!
24.03.17
Новгородские «политические хамелеоны»: партийность как инструмент
NB!
24.03.17
Предвыборный Иран: элита в поисках консенсуса
NB!
24.03.17
Правительство решило воевать до последнего солдата