Одна из серьезных проблем Латвии в настоящее время наблюдается в сфере образования - она связана с кризисом воспроизводства педагогического контингента. Однако, мало того, что половина всех педагогов в государстве уже пребывают в пенсионном возрасте, так еще и учителя проявляют серьезное недовольство своим уровнем жизни и обещают массовые акции протеста. В ближайшем будущем совокупность этих факторов способна серьезно осложнить работу образовательной отрасли.

Нелегкая жизнь латвийского учителя

На днях представитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Эдгар Григорьев обнародовал достаточно неутешительные данные: оказывается, к нынешнему моменту более 14 тысяч человек, занятых в системе образования, уже достигли пенсионного возраста. Причем, ежегодно эта цифра увеличивается примерно на 300 учителей. В целом, в республике насчитывается более 28 000 педагогов - но лишь 23 000 из них реально проводят занятия. При этом почти половина учителей работает более чем на полторы ставки. К слову, количество пожилых педагогов может вырасти не только за счет того, что молодежь неохотно выбирает эту профессию (из всех выпускников педагогических программ работать в школы идут всего 10%), но и в силу повышения пенсионного возраста в Латвии. Уже сейчас ощущается недостаток учителей некоторых конкретных специальностей - в частности, "химиков" и "физиков".

Впрочем, и число тех, кого необходимо обучать, тоже год от году неуклонно сокращается - о чем наглядно свидетельствуют неумолимые цифры. Только за последние три года количество латвийских школ уменьшилось на 116 учебных заведений (составлявших три года назад не менее 15% от их общего количества). Правда, в последнее время этот процесс существенно замедлился: в 2010 году самоуправления закрыли по Латвии всего 10 школ, а в 2011-м - 12. Однако, при этом, зачастую, по прежнему работают школы, насчитывающие менее сотни учеников - таковых остается 291. Их продолжают содержать, хотя и обходятся они самоуправлениям весьма дорого. Хуже всего в Латгалии - там и учеников меньше всего и школы самые маленькие. Что же до общей численности учащихся, то оно падает куда быстрее, чем прогнозировали специалисты в начале 2000-х. Так, в текущем учебном году в школы пошло 218 530 детей - что на 3,5% меньше, чем в предыдущем. Низшей отметки, как ожидается, данный показатель достигнет к 2017 году. Тогда в школы придут дети, родившиеся в 2010-м - и окажется их не более 205 тысяч.

Естественно, при подобных условиях зарплата педагогов оставляет желать лучшего - особенно с учетом насаждавшейся государством с сентября 2009 года модели финансирования школ "деньги следуют за учеником". Поэтому, уменьшение количества учащихся влечет и сокращение числа педагогических ставок. В настоящее время "голая" зарплата латвийского учителя со стажем менее пяти лет составляет, в среднем, 245 латов, а у педагога со стажем свыше десяти лет она всего на 10 латов больше. Однако фактическая плата зависит от количества учащихся в школе - из-за чего разница в зарплате учителей с одинаковым стажем работы может составлять до 100 латов и более. К тому же, в немалой степени благосостояние конкретного учителя зависит от того, как распределило деньги самоуправление, на территории которого он проживает. Вернее, от того, насколько удачно муниципальная власть смогла организовать местную сеть школ и их финансирование. С этой целью при Министерстве образования даже была создана специальная комиссия из педагогов и представителей профсоюзов. В их обязанности входит разработка рекомендаций для самоуправлений - о том, как им рациональней устроить свою школьную систему, чтобы зарплаты в учебных заведениях были бы повыше.

Всего в прошлом учебном году у среднестатистического латвийского учителя в сельских школах брутто-зарплата составила 285,48 лата, в Риге - 331,34 лата, в остальных городах государства - 324,98 лата. Однако, в Латвии (если конкретней- в центральных ее регионах) есть отдельные муниципалитеты, где учителя получают и по 600 латов в месяц. Другое дело, что мало кому из педагогов настолько повезло с трудоустройством. Для большинства же из них определяющим является фактор, что в последний раз оклады учителей были увеличены еще в "жирное время", окончившееся в 2008 году. Более того, в 2009 году государство довольно существенно урезало поступления в фонд учительских заработных плат, равно как и сами зарплаты. Правда, в последующие годы дальнейших урезаний, хотя и с большими усилиями, но удалось избежать.

Есть ли толк в забастовках?

Сами учителя, естественно, считают уровень собственных доходов совершенно недостаточным. В марте представители LIZDA потребовали от правительства с 1 сентября повысить зарплаты педагогов на 10% - и соответственно повысить на 10% целевые дотации самоуправлениям. Далее, по их мнению, с января 2013 года зарплаты учителям и академическому персоналу надо увеличить еще на 10%. Глава профсоюза Ингрида Микишко после встречи с министром образования Робертом Килисом заявила: "Мы долго наблюдали, как меняются разные обстоятельства, а зарплата учителей остается неизменной и все больше приближается к минимальной. Поэтому мы больше не согласны ждать роста зарплат с 2014 года и потребуем начать его уже сейчас". По мнению участников профсоюза, модель "деньги следуют за учеником", совершенно не оправдалась. По словам И. Микишко, фактически данная модель лишь усугубляет пропасть между полуобезлюдевшими сельскими школами и городскими учебными заведениями: "Если мы хотим иметь лишь очень большие школы и только в городах - то вперед". 9 мая представителями профсоюза было принято решение: если до середины мая не начнется конструктивный диалог о росте заработных плат, то уже в июне латвийские педагоги начнут массовые акции протеста в Риге, а в сентябре - забастовки. У них имеется хороший пример: мартовская крупная трехдневная забастовка в соседней Эстонии, к которой подключились и учителя. Опять же, имели место забастовки педагогов в Испании, Франции, Греции. Их латвийские коллеги подчеркивают, что для них забастовка является самым крайним средством, к которому они не решились бы прибегнуть, если бы им оставили возможность другого выхода. При этом, представители LIZDA требуют аудиенций у президента Андриса Берзиньша, премьера Валдиса Домбровскиса и министра финансов Андриса Вилкса - чтобы выложить им свои требования, находясь лицом к лицу.

Однако, даже у самих профсоюзников есть опасения, что забастовку, даже если она будет объявлена, не удастся провести в достаточно внушительных масштабах. Дескать, если речь идет о школе, находящейся на территории самоуправления, в котором заправляют представители правящих в парламенте партий, то все может закончиться очень банально. Звонок из Думы и указание: "Нет, вы никуда не пойдете и не поедете!" А ведь учителя очень боятся за свои рабочие места... Впрочем, далеко и не все педагоги считают, что акциями протеста, пикетами, манифестациями и забастовками можно по-настоящему улучшить свою участь. Так, учитель латышского языка Сергей Соколов заявил ИА REGNUM: "Подобные мероприятия хороши, разве что как средство "выпустить пар" для разгневанных людей. Но я не думаю, что они способны принести какую-либо практическую пользу. В сложившихся условиях людям деваться некуда и они все равно станут держаться за свои рабочие места. И, между прочим, многие по-прежнему будет делать свое дело с такой же высокой самоотдачей, как и раньше..."

С ним соглашается учитель истории Сергей Богаткевич, недавно лишившийся своего рабочего места после того, как в школу, в которой он преподавал, закрыли из-за недостатка учеников. В беседе с ИА REGNUM он резко заявил: "Фактически, государство берет педагогов в заложники, поскольку там понимают, что они все равно сами не станут увольняться, несмотря даже на маленькие зарплаты. Да и в самом деле, куда идти работать бывшему педагогу? У нас немало таких интеллигентов, которые, если уйдут из школ, вряд ли сыщут себе что-либо другое - по нынешним-то временам. Бежать в другие страны? Так там тоже все донельзя зыбко и ненадежно. К тому же, многие рассуждают, что государственная ставка - это какой-никакой способ пережить смутные времена. Если уж государство не сможет платить зарплаты, то кто сможет? Нет, массового исхода из школ по собственному желанию точно не будет... Конечно, обыватель может сказать, что учителя тянут одеяло на себя, что слишком многого требуют. Но тот, кто испытал спецефику нашего труда на своей шкуре, поймет - четыре года назад нам начали пытаться платить адекватно сложности профессии! А потом все просто вернулось на круги своя..."

Необходима новая система мотивации

Вне отношения к вопросу об эффективности предполагаемой забастовки, все латвийские учителя полностью сходятся на том, что государство платит им непозволительно мало. Так, педагог Ольга Дукшинская считает: "Учителя и так-то всегда вынуждены были жить очень скромно, зачастую не позволяя себе то, что является для других достаточно обыденным: шикарные наряды, заграничные поездки, или даже необходимые книги. Впрочем, педагоги старшего поколения - они, в массе своей, люди очень ответственные. Они просто идут и добросовестно работают, невзирая на размер зарплаты. Но использовать этот ресурс бесконечно нельзя... Я искренне надеюсь, что этот и следующий год мы хоть и скромно, но проживем. Однако тут, конечно, очень многое зависит от носителей власти, которые решают, какой быть системе образования и как она должна финансироваться. Я - человек беспартийный, но все же скажу: людям нужно внимательнее присматриваться к деятелям, которых они выбирают в депутаты".

В сложившейся ситуации глава правительства Валдис Домбровскис выражает надежду, что ситуацию с угрожающими забастовкой учителями удастся разрешить при удовлетворении интересов обоих сторон. Дабы сбить накал страстей, министерство образования предложило несколько вариантов повышения зарплат педагогов: увеличение самой низкой месячной ставки на 10% (это значит, что 4028 самых малозарабатывающих учителей станут получать на 9 латов больше), а также повышение выплат 2 тысячам учителей, прошедшим программу повышения квалификации Европейского социального фонда. В свою очередь, профсоюз объявил данные предложения совершенно неудовлетворительными и недостаточными. Учителя уверены, что связанная с количеством уроков система оплаты неправильна, и требуют у правительства ее замены - в силу сокращения числа учеников. Министр Р. Килис, в общем, с этим согласен - по его мнению, опытный учитель должен получать по 500-600 латов живыми деньгами ежемесячно. Но из его слов следует, что в долгосрочном плане министерство намерено решать проблему роста зарплат, взаимоувязав его с уменьшением численности учителей при росте их квалификации. Именно поэтому, судя по всему, тот факт, что сейчас в школах работает большое количество пенсионеров, которые скоро уйдут на покой, министерство не слишком-то и беспокоит.

В начале июня Министерство образования и науки намерено предложить новую систему мотивации учителей, которая, по мысли ее разработчиков, станет основой для возможного повышения зарплат в 2013-2015 гг. Как сообщил в своем видеоблоге Р. Килис, данная система состоит из трех частей. Первая из них будет предусматривать выравнивание и увеличение самых низких ставок; вторая - создание гибкой мотивационной системы с описанием обязанностей, объема необходимых знаний, профессионального совершенствования учителей; третья - разработку плана повышения зарплат по годам, в зависимости от результатов работы, качества и квалификации. Глава министерства пожаловался, что хотя еще в январе призвал представителей профсоюзов участвовать в разработке плана, коллеги остановились лишь на первом из вышеперечисленных пунктов. Поэтому он снова призвал учителей активнее сотрудничать в разработке системы, позволяющей более точно оценить квалификацию и опыт каждого педагога. Выступая в телепередаче "С добрым утром, Латвия!", Р. Килис пообещал, что "в 2013 году мы сможем смело говорить о том, что у большинства учителей зарплата увеличится так, что они это почувствуют".

Окончательное решение по вопросу "бастовать или не бастовать?" представители профсоюза работников образования примут по итогам двух встреч - с парламентской фракцией Партии реформ и с выходцем из этой партии Р. Килисом. Впрочем, уже сейчас позиция педагогов находит все большую поддержку в обществе. То, что на учителях и школах экономить нельзя, подтверждают и многие родители, столкнувшиеся с возможной перспективой неуклонного снижения качества образования, получаемого их чадом. Ведь везде и всегда подрастающие поколения рассматривались, как самый главный и надежный ресурс, гарантия будущего - и, по мнению, родителей, эту гарантию необходимо обеспечить уже сейчас.