Для организации финансирования проекта строительства железнодорожной магистрали Китай - Киргизия - Узбекистан необходимо использовать механизм концессии, - с таким предложением выступила делегация из Киргизии на четвёртом заседании специальной рабочей группы по вопросам реализации проекта строительства железнодорожной дороги, состоявшемся в Пекине. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций Киргизии сегодня, 10 мая.

По данным ведомства, ключевым моментом в переговорах между сторонами стало решение не использовать вариант финансирования проекта по схеме "Ресурсы взамен инвестиций", а также привлечение китайского кредита под гарантию киргизского правительства.

Были представлены два варианта финансирования проекта как наиболее приемлемые. Первый вариант: создание совместного киргизско-китайского предприятия (АО в юрисдикции Киргизской Республики) по концессионным схемам BOO (Build, Own and Operate - строительство, владение, эксплуатация) либо BOOT (Build, Own, Operate and Transfer - строительство, владение, эксплуатация, передача).

Особенностью данных схем, отметили в министерстве, является то, что они закрепляют право собственности совместного предприятия (СП) на объект концессии (железную дорогу), что позволит СП использовать объект концессии в качестве залога для получения кредита на строительство полотна.

Второй вариант: концессия в чистом виде по классической схеме BOT (Build, Operate, Transfer - строительство, эксплуатация, передача), когда инвестор-концессионер самостоятельно финансирует строительство железной дороги, эксплуатирует полотно в течение концессионного срока, по истечении которого передаёт дорогу государству.

Подчёркивается, "стороны договорились, что при реализации проекта будут придерживаться рыночных принципов, но под контролем правительств обеих стран, а также высказали пожелание общими усилиями ускорить продвижение проекта".

Напомним, 17 апреля Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта за счёт CRBC.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информационной политики аппарата правительства, после подготовки и утверждения ТЭО будет подготовлен детальный проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине.

Отметим, что китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна. Однако китайская сторона готова взять на себя полное финансирование строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан только с тем условием, что взамен строительства стоимостью 2 млрд долларов киргизские месторождения "Жетим-Тоо", "Сандык" и "Терек-Сай" будут отданы Пекину, сообщил радио "Азаттык" ("Свобода") анонимный источник из Министерства транспорта и коммуникаций Киргизии.

"Кажется, что этот долгострой никогда не претворится в реальность, потому что Китай не отказался от своих прежних требований "инвестиции взамен ресурсов". Они категорически отказались рассматривать любые другие варианты. Похоже, что китайцы крайне заинтересованы в этих месторождениях, поэтому так активно добиваются контроля над ними", - сообщил он.

С предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который неоднократно обговаривал вариант финансирования данного строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", выступило правительство Киргизии.