В 2012 году в России прошли президентские выборы. Проходили они очень не просто. На мой взгляд, ни одному из кандидатов не удалось выдвинуть идею, способную "захватить" массы и обеспечить общественный консенсус для мирных эволюционных преобразований в стране. Потому, в стремительно меняющемся мире, сегодняшней власти, как никогда, будет сложно оправдать кредит доверия, который она получила от избирателей.

Как представитель предпринимательского сообщества, я бы выделила следующие насущные задачи, которые просто необходимо решить новому президенту Владимиру Путину в предстоящий период.

Во-первых, итоги приватизации 90-х - это заноза, которую мы просто обязаны вытащить в предстоящий президентский срок. Напомню, что в плановом государстве, в СССР, существовал полный перечень предприятий и балансовая стоимость их основных фондов. Для оценщиков вполне возможно рассчитать их рыночную стоимость на сегодняшний день с учетом капитализации. Для периода реформ приватизация была неизбежна, но ее грабительские итоги народ не признает, и эта проблема должна быть разрешена, и желательно бескровно. Многие помнят, что существовало 3 типа приватизации предприятий. Один из которых - это приватизация предприятия коллективом трудящихся. Лишь немногие сознательно пошли по этому пути, взяв на себя ответственность: за выживание предприятия, за обеспечение его заказами и сырьем, за выплату зарплаты рабочим, а государству налогов. Не все акционеры дошли до сегодняшнего дня - многие сняли, добровольно или по обману, с себя ответственность за развитие предприятия, потеряв при этом право на участие в дележе будущей прибыли. Будем считать, что те, кто "прибрал к рукам" конкретное предприятие, исходили не из корыстных воровских интересов, а из уверенности в своих качествах руководителя - что смогут спасти предприятие и эффективно управлять им в условиях рыночной экономики. Сегодня пора подвести итоги этого управления.

По каким параметрам сравнивать? Можно по рыночной стоимости предприятия и количеству организованных рабочих мест.

Необходимо сравнить сегодняшнюю переоцененную стоимость предприятия (как результат пересчета капитализации доприватизационной стоимости к сегодняшнему дню) - ЦП1990 и сегодняшнюю стоимость, например по состоянию на 1.01.2012г - ЦП2012. А также сравнить количество рабочих мест в 1990 (КРМ1990) и в 2012 (КРМ2012) годах.

Если ЦП1990 меньше или равна ЦП2012, а количество рабочих мест сегодня не меньше КРМ1990, то честь и хвала управленцам-реформаторам. А если нет? Тогда предприятие должно сформировать программу социальных обязательств (ПСО) до 201_ года на сумму: ПСО=(ЦП1990 - ЦП2012) + (КРМ1990-КРМ2012)хЗ1М, где З1М - общепринятые затраты на создание 1 рабочего места. Социальные обязательства - это не только создание новых рабочих мест (например, по кластерному принципу), но также и детсады, поликлиники, дома отдыха, жилье, подготовка и переподготовка кадров, благотворительная деятельность и т.д. При этом размер ПСО приобретает особое значение. От него может зависеть период реализации программы социальных обязательств.

Некоторые собственники разорившихся предприятий предпочтут процедуру банкротств - и это возможно - при условии добровольного согласия на проведение расследования для исключения фактов мошенничества с госсобственностью: с оценкой объектов личной собственности и проверкой содержания зарубежных счетов. При этом проверяются и возможности сокрытия госсобственности через родственников, трастовое управление или оставление супруге(у) при разводе (как сделали гг. Абрамович и Чубайс?).

Наиболее сложные расследования будут по делам предприятий, связанным с рейдерскими захватами, но и такие дела раскручивались. Было бы желание. И политическая воля. Предприятиям же не стоит дожидаться определения точного размера ПСО. Начиная с 2012 года, они могли бы формировать годовые ПСО, а отчет по их реализации можно будет учитывать при "приватизационной инвентаризации".

Во-вторых, не менее важная задача - сокращение разрыва в доходах через программы социальных обязательств. Эксперты - экономисты, социологи и политологи, считают, что разрыв в доходах населения свыше 10-кратного опасен для государственного развития. В Конституции России ст. 7 утверждает, что: "Российская Федерация - социальное государство". Следовательно, государством должен быть утвержден предельный разрыв. А сверхприбыль некоторых предприятий и даже отраслей, что вполне возможно при неэффективном (несбалансированном) государственном регулировании экономики органами власти, должна направляться предприятиями же на реализацию в рамках своей Программы социальных обязательств.

Социальные обязательства государства сегодня, особенно с учетом предвыборных обещаний, являются проблемой №1. Не только по финансовым источникам, но и по эффективности использования имеющихся средств. А система ПСО предприятий решает проблему чрезмерной централизации регулирования социальных государственных обязательств, учитывает региональные и местные особенности, сокращает бюджетные расходы, делает Россию и ее народ как социальное государство более справедливым и нравственным.

Пока же такие сверхприбыльные предприятия и отрасли - это места законного, но несправедливого обогащения и источники коррупции.

Не всегда имеет место неэффективность регулирования экономики. Мы можем наблюдать и целенаправленное создание мест "вспучивания и провалов прибыли". Пример тому - ситуация с регулированием ценообразования в строительной отрасли Приморского края: во 2-м квартале 2009 года, когда в Москве уже были определены основные генподрядчики строек саммита АТЭС 2012, Минрегион вместе с региональной властью снижают стоимость 1 чел/часа для приморских строителей почти на 40%. И эта ситуация замораживается почти на 3 года, т.е., на весь период строительства.

В-третьих, волюнтаризм власти мы можем наблюдать в разных областях экономики и на разных территориях России. И народ все это видит и понимает, чувствуется, как нарастает его глухое негодование. А понимают ли это руководители страны?

Судя по тому, как внезапно ушел с поста губернатор Приморского края Сергей Дарькин, а недавно назначенный губернатором Владимир Миклушевский объявил важнейшей задачей декриминализацию региона - понимают. По его мнению, мощнейшим средством борьбы с коррупцией и криминализацией является общественный контроль. С этим нельзя не согласиться.

Но как можно расценивать заявление замминистра экономического развития Андрея Слепнева о предварительной проработке инвестпроектов с Вьетнамом, Сингапуром, Тайванем, Японией и другими странами по сдаче им в аренду дальневосточных земель в объеме 150-200 тысяч гектаров по символической цене аренды - всего 50 рублей за гектар?! Это предложение, как планируется, должен официально озвучить в сентябре во Владивостоке участникам саммита АТЭС-2012 новый президент РФ. Слепнев, комментируя планы правительства, заверил журналистов, что азиатских инвесторов за Байкал не пустят, ареал распространения иностранцев хотят ограничить Приморским и Хабаровским краями, Амурской областью.

Обсуждения, оказывается, уже ведутся, но никто из приморцев об этом не знает, и спрашивать их мнение никто не собирается.Неужели наверху не понимают, что по завершении срока аренды, это уже будет не наша земля? Не знают, по какой цене сегодня получают землю дальневосточные фермеры? Право, на фоне такого "государственного управления" даже некоторые криминальные авторитеты выглядят гораздо патриотичнее.

Так не придется ли, создаваемой сегодня "Корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока" заниматься не развитием, а риелторской деятельностью?

Понятно, что без изменений в центре, вряд ли стоит ожидать решения проблем в нашем Приморском крае. Но для многих моих земляков "точка кипения" уже пройдена, мы ждем кардинальных перемен и готовы в них участвовать.

Людмила Давыденко - директор ресурсно-экспертного центра строителей "ВЛАСТРА" (Владивосток).