Молдавско-приднестровское урегулирование: "Скрытое убеждение румынских чиновников, что РМ было бы лучше без Приднестровья, не должно стать официальным". Отставка правительства: "Завершился срок президента-игрока и начинается президента-зрителя?"

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Скрытое убеждение румынских чиновников, что РМ было бы лучше без Приднестровья, не должно стать официальным"

Дмитрий Рогозин "поставил в угол" Республику Молдова, причём весьма примитивным образом, пишет Contributors.ro. Если бы Рогозин получил указание от Кремля внести мир, то он использовал бы свой визит в регион в целях приведения сторон к согласию и поиска возможных решений. Однако он приехал, чтобы ударить кулаком по столу и объявить о некоторых неприемлемых предпосылках. И ему было известно, что Р. Молдова на них не согласится.

Рогозин не является человеком мира, продолжает Contributors.ro. Кроме того, было бы смешным отправлять в качестве миротворца человека, который хвастался тем, что руководил отрядами добровольцев в Приднестровье в 1992 году. Есть такая шутка: на вопрос "что такое жена?" ответ следующий: "жена - это человек, который помогает тебе преодолевать те трудности, которых у тебя бы не было, не женись ты на ней". Так и с Россией: она создает сепаратистский регион на теле Молдавии, она же предлагает решения и направляет с этой целью одного из бойцов, которые воевали в сепаратистской войне. Это не дипломатия, это плохая шутка. Именно так это следует рассматривать.

Но есть и хорошая сторона, пишет Contributors.ro. Чтобы понять, о чем речь, следует обратиться к результатам годового отчета Румынского центра европейской политики "Отношения Румыния - Республика Молдова (2011) - от восстановления отношений до накопления задолженностей": "На данный момент, смена власти в Приднестровье влияет на восприятие переговоров. До сих пор правительство Кишинева в глазах Европы легко и автоматически сходило за хороших парней, которые не могут договориться со Смирновым. Новые фигуры Тирасполя, среди которых выделяется министр иностранных дел Нина Штански, поднимают проблему релятивности чиновников из Кишинева. Общее восприятие Кишинева таково, что смена властей в Тирасполе была организована в пользу той же Москвы (может, непосредственный фаворит Каминский и не пришёл к власти, но Шевчук все равно зависит от Кремля). Однако, это восприятие не разделяют европейские официальные лица. Молдаване могут оказаться правыми, и эти ожидания, пробужденные в Европе, могут явиться еще одним примером триумфа надежд над опытом, но Кишиневу придется столкнуться с новым давлением для достижение соглашения, благоприятного Приднестровью. Кишинев должен быть гибким и позволить новому лидеру Тирасполя показать Европе свои пределы, или он рискует перейти в разряд упёртого партнера, который отказывается урегулировать конфликт, на исход которого Европа возлагает надежды. Кишинев должен преследовать одну цель - не допустить "приднестровизации" всей республики, то есть оставаться несгибаемым в своём отказе принимать равенство позиций между сторонами и получение права вето Приднестровьем при любом сценарии реинтеграции, но это необходимо сделать без того, чтобы потерять поддержку Европы. Чтобы показать себя конструктивным игроком, следует привлекать Тирасполь к конкретным действиям по налаживанию взаимосвязей (железные дороги, телекоммуникации, межбанковское сотрудничество), то, что Кишинев предлагал и ранее, но был блокирован режимом Смирнова (переговорный процесс между Молдавией и Приднестровьем был прерван в одностороннем порядке Кишиневом в 2006 году - ИА REGNUM). Что же касается Румынии, то рекомендации прежние: Румыния не должна иметь отличную от Кишинева политику по Приднестровью. Скрытое убеждение многих румынских чиновников - что РМ было бы лучше без Приднестровья - не должно стать официальным месседжем, и, по крайней мере, на данном этапе не поможет ничем".

Это было актуально после выборов в Тирасполе, но до назначения Рогозина, продолжает Contributors.ro. До тех пор, пока Рогозин не опрокинул игральный стол и не раздал тумаков налево и направо, Шевчук и Штански открыто играли роли: хорошие ребята, с которыми Европа могла бы договориться. С того момента, когда Германия подняла вопрос о Приднестровье, в качестве теста на готовность России к сотрудничеству в рамках нового соглашения по безопасности с Европой, Кремль заявлял на неофициальном уровне: мы бы хотели разрешить проблему, но Смирнов и приднестровцы этого не хотят. Теперь роли поменялись: Тирасполь изображает гибкого партнера, а Москва "плохого парня". Ни Берлин, ни Брюссель, ни другие европейские столицы просто так не проглотят это. Имиджевая игра России закончилась. Задумывалось ли это назначением Рогозина, или это он по собственной инициативе опростоволосился, уже не важно. Главное сейчас то, какими будут действия Кишинева.

Продуманная стратегия должна иметь три уровня, пишет Contributors.ro. Поддержание открытых переговоров и предложения по осуществлению конкретных шагов сотрудничества с Приднестровьем; решительный отказ от предпосылок Рогозина и игнорирование провокаций, которые он делает; дальнейшая европеизация и откладывание решения по Приднестровью до смены нынешнего статус-кво.

Рассмотрим по очереди, продолжает Contributors.ro.

1. Кишинев давно предлагает диалог и конкретные проекты по сотрудничеству. Если ему удастся получить большую отзывчивость у Шевчука нежели у Смирнова, очень хорошо. Если нет, то нет. Этот пункт не является решающим в полном урегулировании конфликта.

2. Кишинев не может принять предпосылки, продиктованные Рогозиным. Во всяком случае, они были сформулированы таким образом, чтобы их невозможно было принять. Хотя, это происходит не впервой. Кишинев всегда говорил, что не согласится на равное отношение между двумя сторонами, и это нормально: не могут быть на равных страна, признанная всем международным сообществом (Румыния первой признала Республику Молдова) и никем не признанная единица (даже Россией, которая все-таки хочет её равенства с Р. Молдова). Разглагольствования Рогозина об объединении с Румынией и идентичности молдаван намеренно провокационны. И преследуют цель поставить Бухарест и Кишинев в оборонительные позиции. Следует правдиво ответить: этот вопрос не включен в официальную повестку дня, и нечего тут обсуждать. Точка. Если есть желание продолжить обсуждение, то Москва должна положить на стол переговоров факты и официальные действия двух государств с мажоритарным румынским населением, а не просто параноидальные взгляды (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе - ИА REGNUM).

3. До недавнего времени существовал риск того, что при нынешней конъюнктуре некоторые страны ЕС будут придавать большее значение проблеме Приднестровья, чем европеизации Республики Молдова. Для многих в ЕС, Р. Молдова существует только сквозь призму приднестровского конфликта и отношений с Россией (к сожалению). Это могло побудить их вести политику по типу: "мир любой ценой". А ценой стала бы приднестровизация всей Р. Молдова. Назначение Рогозина, а особенно его публичные выходки, разрушили иллюзии многих в Берлине и Брюсселе. Люди понимают, с кем на самом деле они имеют дело. Понимают, что их водили за нос. Так что не будет давления на Кишинев, чтобы добиться мира любой ценой. И это очень хорошо. Сегодня, государственное объединение с Приднестровьем, с правом вето Тирасполя, сделает Р. Молдова пленницей Востока. Новый электоральный баланс ПКРМ + Приднестровье подавит проевропейские силы и укрепит с политической точки зрения конституционное порабощение. Однако нынешний баланс сил вряд ли оставляет место для другого решения.

Поэтому, Кишинев должен отложить принятие решения, пишет Contributors.ro. Сейчас неподходящее время для принятия решения. Статус-кво неблагоприятен. Но время работает в пользу Р. Молдова. Столица Приднестровья похожа на большую деревню, застрявшую в 90-х годах. Приднестровье находится в экономическом тупике. А вот Р. Молдова европеизируется. Время течет на пользу Кишиневу. Сближение с ЕС означает лучшую позицию в переговорах с Приднестровьем. Потом, Р. Молдова должна поставить ЕС перед выбором: если хотите разрешения этого замороженного конфликта, то должны предоставить нам перспективу вступления в ЕС. Тогда Кишинев сможет сделать предложение Приднестровью: либо вместе с Р. Молдова в ЕС, либо в одиночку в серой зоне, которая входит во "внутренний двор" Москвы. Если Приднестровье скажет "да", Р. Молдова от этого выиграет. Если Приднестровье скажет "нет", Р. Молдова от этого всё равно выиграет, подводит итог издание.

Наступление России на Европу начинается в Приднестровье, пишет Romania Libera. Заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина, специального представителя президента России о том, что возвращение Москвы к политике "без перчаток" по отношению к ближайшим соседям приобретает актуальность, указывает прямо на границу с Румынией и представляется весьма угрожающей для зоны, которая еще не приобрела устойчивых позиций. Для того, чтобы Республика Молдова вернулась к прежним границам целостного государства, она должна признать роль России "как единственного государства, которое располагает политическими силами и авторитетом в регионе", - подчеркнул Дмитрий Рогозин, бывший посол РФ в НАТО, предупредив таким образом, что начинается новая эра для бывших советских республик, попавших в сети Европейского Союза.

"Эта декларация сделана вполне серьезно, но она никоим образом ничего не меняет" - заявил румынский дипломат высокого ранга, пожелавший остаться неназванным, и который отметил, что это обычная политическая риторика, используемая Рогозиным, продолжает Romania Libera. Однако другой хорошо информированный источник считает, что российские претензии на данную зону, сформулированные Рогозиным, указывают на "изменение направления политики Москвы". Российская Федерация намерена предоставить гражданство большему количеству жителей Приднестровья, желающих его получить, открыть российское консульство в Тирасполе, и, что является беспрецедентным, Рогозин говорит об эксклюзивном праве России размещать здесь миротворческие войска. "Российское военное присутствие является гарантом безопасности в регионе", - поясняет официальный российский представитель, уточнив, что имеет в виду модернизацию военного оборудования, находящегося на вооружении миротворческого контингента в Приднестровье.

"Нам бы хотелось, чтобы те, кто делает подобные заявления, были более ответственны", - таков был ответ румынского дипломата высокого ранга, который придерживается мнения, что "не нужно терять хладнокровия", поскольку Рогозин как вице-премьер "не является переговорной стороной" в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - ИА REGNUM) по приднестровскому урегулированию, пишет Romania Libera. Все же, Дмитрий Рогозин - вице-премьер России, отвечающий в прошлом за калининградский анклав; он, возможно, управляет индикатором кремлевского компаса. И такая личность, находящаяся на самой вершине политической иерархии, выполняет миссию запугивания, - считает другой источник - специалист в области национальной безопасности.

Декларация Рогозина о том, что Россия - "единственное государство, имеющее достаточно сил в регионе", является методом, посредством которого Москва требует от Кишинева вернуться к статусу вассала, и который таким образом предупреждает другие государства, расположенные вокруг России, что она является великой силой, которую надо уважать, а значит, и подчиняться, продолжает Romania Libera. Давление, оказываемое на Румынию, применяется по многим причинам. Во-первых, Москва считает себя оскорбленной расположенными американскими военными базами на территории страны и американским противоракетным щитом, который станет боеспособным уже через три года. Также Россия недовольна "братскими" отношениями между Румынией и Республикой Молдова и оказываемой ей поддержке со стороны Брюсселя.

Логика в изменении отношений Москвы к своим ближайшим соседям и возможность использования анклавов в своих новых стратегиях в международной политике поддерживается не только жесткими высказываниями вице-премьера Рогозина, но и недавним визитом российского министра обороны Анатолия Сердюкова в Тирасполь, где Россия располагает военной базой и которую она намерена модернизировать, поскольку находится она всего в 200 километрах от восточных границ НАТО, пишет Romania Libera. Заявления, сделанные российским представителем, говорят о том, что Приднестровье должно остаться препятствием, необходимым Москве, и которое не позволит Западу "поглотить" Молдавию и Украину. Ни ЕС, ни НАТО никогда не свяжутся со странами, не решившими свои приграничные проблемы, а Россия будет зорко следить за тем, чтобы этого никогда не случилось, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: 27 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее", в котором объявил незаконными пакт Молотова-Риббентропа и образование МССР. 31 августа 1989 года Верховный совет МССР принял закон, объявляющий единственным государственным языком молдавский, и закон о переводе последнего на латинскую графику в румынском варианте. 23 июня 1990 года в нарушение Закона СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" Верховный совет в Кишиневе принял "Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова". 2 сентября 1990 года в ответ на националистическую и дискриминационную по отношению к русскоязычному населению политику властей Кишинева, в Тирасполе состоялся II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором были представлены депутаты всех левобережных районов Молдавской ССР и города Бендеры. Результатом Съезда стало провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР. Власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза. 27 августа 1991 года кишиневский парламент принял "Декларацию о независимости", которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская "Декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. 5 ноября 1991 года Верховный совет ПМССР в связи с распадом СССР, переименовал ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику.

2 ноября 1990 года вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения. В результате произошедших столкновений трое жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята Кишиневом 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против ПМР, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты Республики Молдова и России в присутствии президента ПМР подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".

Отставка правительства: "Завершился срок президента-игрока и начинается президента-зрителя?"

Кто бы мог подумать, что Михай Рэзван Унгуряну, которому пророчили стать президентом Румынии, не приступит даже к организации местных выборов на посту премьер-министра, пишет Ziare.com. Вероятно, сам Унгуряну не предполагал, что его жизнь во Дворце Виктория (правительственный дворец в Бухаресте - ИА REGNUM) будет столь короткой. Действительно, после того как правительство Эмиля Бока сложило мандат, многие надеялись на радикальное изменение политики Либерально-демократической партии (ЛДП) и, соответственно, коалиционного правительства. Тогда много говорилось о правительстве технократов, кабинете специалистов, которые будут в состоянии выполнить соглашения с международными финансовыми институтами. Кроме того, обязанностью этого правительства должна была стать организация корректных местных и парламентских выборов. Вместо этого, назначение на должность главы правительства "главы внешних шпионов" (до назначения на пост премьера Унгуряну возглавлял внешнюю разведку - ИА REGNUM) слишком многим не пришлось по вкусу, поскольку всем прекрасно известно, кто держит бразды правления всех служб информации в этой стране. Сложно сказать, является ли Унгуряну технократом или профессионалом, учитывая его политическое прошлое в ЛДП и связь с Траяном Бэсеску.

Унгуряну должен был предвидеть такой сценарий, продолжает Ziare.com. Он действовал полумерами и проиграл. Если бы Унгуряну был натурой целостной, которая не идёт на компромисс, полагается на свои политико-интеллектуальные способности и уверена в светлом политическом будущем, то он должен был самостоятельно сформировать команду министров, а не приходить в парламент со списком министров, навязанных ему партиями. В Конституции четко написано, что "назначенный премьер-министр выбирает команду, с которой он выступит перед парламентом для получения вотума доверия". К его сожалению, Унгуряну сразу же после своего назначения получил на руки имена министров своего нового кабинета.

В рамках голосования за постановление о создании учебного факультета с преподаванием на венгерском языке в Университете медицины и фармацевтики в Тыргу-Муреш (данное решение послужило поводом для вынесения вотума недоверия правительству - ИА REGNUM), Унгуряну заявлял, что "решения принимаются в коалиции", пишет Ziare.com. Другими словами, его правительство оказалось простым исполнителем. В конечном счете, решения были приняты в коалиции, Унгуряну оказался простым исполнителем, а другие его финальными взыскателями. Это те самые, кому он не имел мужества отказать с самого начала, кого не смог усмирить. Возможно, ему даже следовало отказаться от поста премьер-министра, если никто не шёл на его условия, подводит итог издание.

Мы, вероятно, ещё долго не узнаем, что произошло на самом деле в пятницу 27 апреля, когда пало правительство Унгуряну, совершенно симметрично тому, как оно было назначено, пишет Hotnews. 9 февраля он был назначен 235 голосами при необходимых 231, теперь ровно столькими же 235 голосами оппозиция его сняла. Что можно сказать на данный момент: 1) правительство Унгуряну не планировало уходить в отставку и побаивалось голосования; 2) не только меньшинство вонзило нож в спину правительства, но и часть ЛДП; 3) это была отчаянная борьба за каждый голос; 4) в завершение, Траян Бэсеску сложил оружие весьма подозрительным образом; 5) неизвестно, что будет происходить в парламенте, но теоретически правительство Понты (Виктор Понта - лидер Социал-демократической партии, назначенный 28 апреля новым премьер-министром - ИА REGNUM) имеет даже больше шансов на утверждение, чем было у инициированного им вотума недоверия.

Первая серьезная проверка настанет для него уже в первые же недели после утверждения, продолжает Hotnews. Отставка правительства Унгуряну на данный момент представляется результатом хорошо продуманного плана с особенностями, присущими румынской политике. Признаки того, что результаты вотума не были оставлены на волю случая, многочисленны: внезапное перемещение парламентариев из ЛДП в Национал-либеральную партию (НЛП), все больше информации о тайных встречах между Василе Благой (председатель сената Румынии от ЛДП - ИА REGNUM) и лидерами Социал-демократической партии (СДП), намерения национал-либералов отстранить Траяна Бэсеску от должности президента после прохождения вотума недоверия правительству. Затем, экономические и политические ставки, предвыборный контекст, хаотичная ситуация в ЛДП - все указывало на то, что ситуация радикально отличается от других случаев возможного объявления вотума недоверия.

Действительно ли хотели Унгуряну и ЛДП перейти в оппозицию, втянув тем самым оппозицию в авантюру? - задается вопросом Hotnews. Нет, конечно. Они поняли, что есть определённые преимущества, но недостатков от потери власти бесконечно больше. Во-первых, политическая миграция в парламенте и в стране (мэры, советники, директора институтов) возрастёт до невероятных масштабов. Предательства ослабят базу ЛДП за месяц до местных выборов. Одним словом, партия гарантированно получит меньше голосов.

Если таков план - украсть у самих себя несколько процентов в надежде на то, что СДП и НЛП, находясь у власти, потеряют ещё больше голосов - то стратег, придумавший такой план, с головой не дружит. Ни один политик в мире не откажется от птицы в руке ради иллюзорных процентов в оппозиционном огороде, продолжает Hotnews. Таким образом, передача власти, случившаяся с такой легкостью, вовсе не была ядовитым яблоком, протянутым СДП и НЛП. Просто Траян Бэсеску и ЛДП потеряли большинство, оказались в тупике. Как и почему, это действительно важный вопрос. Предательства являются основной причиной, но что вызвало их? Может отсутствие авторитетов внутри ЛДП, внутренний хаос? Может это предательская политика, поощряемая и устоявшаяся с 2008 года, обернулась против Бэсеску и ЛДП, когда все эти политические пассажиры поняли, что предательство выгодно и в обратном направлении? Может, именно это массово демобилизовало парламентариев, которые начали строить планы индивидуального спасения? "Решение" в лице Унгуряну пришло слишком поздно, его следовало принять в феврале 2011 года, когда Траян Бэсеску в первый раз попытался сменить премьер-министра Эмиля Бока. Получив правительство, находящееся в осаде и без четкого политического плана, Унгуряну ничего не оставалось кроме констатации ускоренного развала большинства, которое назначило его премьер-министром. Переход в оппозицию, без доступных рычагов, быстро превратит Унгуряну в знаменитого анонима. Кроме красивых слов, благих намерений и обещаний ему нечего будет предложить. Если он согласится взять на себя бразды правления ЛДП, как настойчиво предлагают ему лидеры старой гвардии, то окончательно скомпрометирует себя и потеряет тот капитал доверия, которым пользуется сегодня.

Наконец, является ли отставка правительства Унгуряну капитуляцией Траяна Бэсеску? - пишет Hotnews. "Его победила система" или "он покорился сам"? Или, в конце концов, так работает демократия: постоишь во власти некоторое время, саморазрушаешься, уходишь, приходят другие? Завершился срок президента-игрока и начинается президента-зрителя? Многие отметили скорость, кстати, крайне подозрительную, с которой Траян Бэсеску и ЛДП сложили оружие. Возможно, они могли действовать по-другому, не давая оппозиции причин на разворачивание процедуры отставки, не раздражая ещё сильнее общественное мнение? И потом: разве имеются рациональные и легальные аргументы, с которыми коалиция может претендовать на власть после того, как потеряла большинство в парламенте? Практически, второй срок президента Траяна Бэсеску был отмечен началом институциональных тупиков, плохих отношений внутри ЛДП, отсутствием внутренних реформ и т.д. К этому следует добавить огромные расходы экономического кризиса, с которым Траян Бэсеску и Эмиль Бок храбро сражались принятием непопулярных мер. Во всяком случае, удивительно, как долго Траяну Бэсеску удавалось водить оппозицию за нос, что его не удавалось раньше поставить на колени, учитывая его превратившуюся в прах популярность и отсутствие путей для отступления. ЛДП оказалась совершенно провальным проектом, и шансом Бэсеску оставить хоть сколько-нибудь стоящее наследие остается Унгуряну, подводит итог издание.

Едва отрезвев после упоения от победы - так неожиданно поддержанного большинством вотума недоверия - лидеры Социал-либерального альянса (USL) вдруг стали осмотрительными и озабоченными, пишет Revista 22. Правление оказалось более сложным промыслом, нежели истерическая демагогия. Виктор Понта задал новый тон, заявив, что USL "не сможет удвоить зарплаты и пенсии за шесть месяцев". На самом деле, их едва хватит на полную выплату (тех сумм, которые были до введения мер правительства Бока по сокращению заработных плат и пенсий на 15% - ИА REGNUM) - что, однако, и намеревалось сделать правительство Унгуряну - видимо, по согласованию с МВФ. Интересно, как лидеры USL объяснят нашим старикам, что они обрушили предыдущее правительство, чтобы проделать ту же самую работу?

На вопрос журналистов, будет ли отменено решение правительства, разрешающее создание факультета с обучение на венгерском языке в Медицинском университете Тыргу-Муреш - что является одним из главных пунктов, по которым был выражен вотум недоверия - Понта увильнул: ещё посмотрим, ещё надо получить утверждение парламента, продолжает Revista 22. На самом деле, Понта понял (поздновато, конечно), что отозвать у венгров полученное ими право было бы крайне рискованно: это, скорее всего, привело бы к ухудшению отношений с Венгрией, недовольству Европейской комиссии и, не исключено, к уличным демонстрациям в Тыргу-Муреш. Демсоюз венгров Румынии (ДСВР), вытесняемый радикалами, будет не прочь нажать на педаль национального разочарования. Кроме того, ДСВР в определённый момент может стать партнером USL в правительстве, как это уже было. Было бы неосмотрительным оттолкнуть его надолго на сторону ЛДП. На самом деле, вероятно, уже ведутся переговоры в поддержку нового правительства в парламенте. Как иначе объяснить, что Келемен Хунор (лидер ДСВР - ИА REGNUM) не исключает голосования за новое правительство, конечно, только после "после изучения программы этого правительства"? Всего за день-два лидеры USL осознали, что обрушили правительство, внушив огромные ожидания населению, инфицированному чувством вражды и интеллектуально ослабленному нашим телевидением, без того чтобы быть в состоянии реализовать больше, по крайней мере, до выборов, чем опрокинутое ими правительство, подводит итог издание.