Ирина Черноглазова: Тбилиси: все новое - это хорошо забытое старое?

Тбилиси, 5 мая 2012, 12:17 — REGNUM  Если проанализировать и сравнить события прошлых лет с настоящим временем, можно убедиться, что многие перемены в Грузии происходят по принципу "новое - хорошо забытое старое".

4 мая на центральных улицах Тбилиси опять появились микроавтобусы. Проспект Руставели, улицы Костава, Меликишвили и проспект Чавчавадзе были закрыты для этого привычного и удобного для тбилисцев вида транспорта несколько лет назад, когда столичные власти завезли новые, как они утверждали, желтые автобусы совместного украино-японского производства "Богдан".

Для автобусов центральные улицы очистили от неприглядных на вид, часто потрепанных маршруток, устроили здесь современные остановки с электронными табло, сами автобусы оснастили современными электронными кассами и ввели институт контролеров, которые тщательно и настойчиво борются с "зайцами".

Микроавтобусы же были вынуждены переместиться на периферийные узкие и неудобные улочки грузинской столицы, которые то резко поднимаются вверх, в гору, то так же резко спускаются вниз. Первое время водители и пассажиры возмущались: и из-за неудобства дорог, и из-за увеличения времени в пути, и из-за лишних затрат на горючее. Но... привыкли и постепенно замолчали.

Примерно год назад столичное правительство начало закупку и завоз новых, опять-таки желтых микроавтобусов марки "Форд", которыми постепенно заменило большую часть старых маршруток. "Инновация" столичной мэрии вновь вызвала волну протеста. Водители старых маршруток заявляли, что останутся без работы, потому что на новые машины их не возьмут. Владельцы прежних маршрутов микроавтобусов оставались не у дел. Но и этот протест постепенно угас, те, кто потерял работу на маршрутках, наверное, нашли себе новый источник дохода, а желтые маршрутки прочно заняли место на улицах Тбилиси.

Несколько месяцев назад, после появления желтых маршруток, оппозиция заговорила о том, что власти Тбилиси планируют через некоторое время вообще убрать автобусные маршруты, потому что автобусы "Богдан", как выяснила оппозиция, вовсе не новые, а старые, только отремонтированные и покрашенные, и за несколько лет работы на улицах Тбилиси они поизносились и пришли в негодность.

Вместо автобусов, как тогда сообщала оппозиция, по центральным улицам опять пустят маршрутки, только уже желтые. 4 мая это предсказание частично исполнилось: маршрутки пустили, но автобусы пока не убрали. Более того, представители мэрии сообщили журналистам, что микроавтобусы будут курсировать по центральной части города до введения в эксплуатацию трамвайной линии... Еще одного "хорошо забытого старого". Троллейбусы и трамваи ходили по Тбилиси до революции роз и в первые годы после нее, но после того, как были завезены "желтые автобусы", трамвайные и троллейбусные линии "убрали с корнем" отовсюду - и из центра, и с окраин. А тбилисцы уже забыли про этот относительно дешевый вид транспорта.

По принципу "хорошо забытого старого" проводятся и другие изменения. Так, несколько лет назад в борьбе с незаконными уличными торговцами и незаконными доходами граждан в Тбилиси во многих подземных переходах категорически запретили и закрыли все магазины. С улиц убрали ларьки и киоски, которые принадлежали частным лицам. Местные власти в Тбилиси и других городах и населенных пунктах разбирали и демонтировали все незаконные частные торговые точки. Вместо них появлялись и строились другие торговые объекты, владельцы которых исправно платили законные налоги. А недавно в подземных переходах, в которых раньше демонтировали все магазины, опять построили почти такие же торговые объекты. Как и несколько лет назад, в подземках опять стали продавать одежду, обувь, бижутерию и иную продукцию.

Что касается "желтых" микроавтобусов, они, как заявляют в мэрии Тбилиси, при движении по центральным улицам столицы будут останавливаться только на автобусных остановках. Это должно предотвратить хаос и неупорядоченность в движении городского транспорта. Движение маршруток по проспекту Руставели возобновили по просьбе жителей столицы, заявляют в мэрии и подчеркивают, что в ближайшее время будет восстановлено движение этого вида транспорта по улицам Костава, Меликишвили и проспекту Чавчавадзе, что должно улучшить движение в направлении Ваке-Сабурталинского района Тбилиси. В новых микроавтобусах будет четко ограничено количество стоячих мест: стоя они смогут перевозить не более 5 пассажиров. Следует отметить, что до сих пор водители, в том числе новых "желтых" микроавтобусов, это правило перевозки пассажиров не соблюдали.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.