Накануне майских праздников, знаменующих начало садово-огородных работ, ГЖД забило тревогу, что органы власти субъектов сокращают объём пригородных перевозок. При этом сообщалось, что железнодорожники возобновят пригородные маршруты в любой момент, как только местные власти примут такое решение. Вместе с тем регионы заявляют, что не могут покрыть убытки железной дороги от пассажирских перевозок. Эта тема стала предметом обсуждения на встрече главы Чувашии Михаилом Игнатьевым и Иваном Беловым, генеральным директором компании "Содружество", которая занимается пригородными пассажирскими перевозками, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы региона.

Отмечалось, что повышение эксплуатационных расходов от осуществления железнодорожных перевозок в пригородном сообщении и снижающийся пассажиропоток приводят к значительным расходам организаций железнодорожного транспорта. В целях уменьшения расходов стороны проработали и утвердили вариант оптимизации параметров движения пригородных поездов на 2012 год.

Михаил Игнатьев призвал наладить надлежащий учёт в сфере перевозки пассажиров, более активно внедрять для оплаты проезда социальные карты. По его мнению, это поможет устранить спорные вопросы по выделению из бюджета республики субсидий для компенсации убытков компании. "Перебоев в перевозке пассажиров не должно быть", - заверил глава региона. Иван Белов, в свою очередь, отметил, что в текущем году на железнодорожном вокзале в г. Канаш будут внедрять новые билетные комплексы и терминалы. Михаил Игнатьев рекомендовал рассмотреть вопрос внедрения подобного сервиса и на железнодорожном вокзале столицы Чувашии.

Как пояснил премьер-министр Чувашии Иван Моторин, в 2010 году в России было принято решение о создании пригородных железнодорожных перевозчиков. В Чувашской Республике пригородными железнодорожными перевозками занимается ОАО "Содружество", учредителем которого является РЖД и ряд субъектов федерации. "Единственное - в субъектах (и не только в Чувашской Республике) ситуация в данной сфере сильно усложнилась, так как перевозки на сегодня убыточный вид деятельности. А в Чувашии основные направления перевозки Чебоксары-Канаш, Канаш-Алатырь не электрифицированы, то есть старая тяговая сила, которая дорогая, и соответственно у нас один из самых дорогих тарифов. По данным Республиканской службы по тарифам, безубыточный тариф - 38 рублей. Содружество предлагало 44 рубля. Для сравнения, в Татарстане в 2 раза ниже. Республика такой тариф установить не может. На сегодня действует тариф 16 рублей за зону (10 км), с 15 мая он будет повышен до 18 рублей. Соответствующее постановление разработано Республиканской службой по тарифам и в ближайшее время будет рассмотрено правительством Чувашской Республики", - отметил премьер.

Между тем глава правительства Чувашии подчеркнул, что "всё равно остается вопрос, кто будет компенсировать убытки": "На сегодня эта сумма порядка 94 млн рублей, в бюджете пока заложено 12 млн рублей, дефицит - 82 млн рублей. Обсуждался оптимальный график перевозки пассажиров. Между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "Содружество" было заключено соглашение. Исходя из графика, были и рассчитаны параметры. Но, к сожалению, большой экономии это не даёт. Хотя в рамках регулирования порядка 30-35 млн рублей мы все же высвободили - за счёт более эффективного использования подвижного состава, графика работы. Очень большие затраты - это затраты РЖД, которые согласует Федеральная служба по тарифам и которые, к сожалению, мы не можем сократить. Они доводятся в приказном порядке. Естественно, регионы (не только наша республика) не все принимают поставленные условия сходу, идут дискуссии. Надеюсь, мы придем к одному общему понятному для всех решению. Самое главное, чтобы жители Чувашской Республики в ходе этих переговоров не пострадали".

"Самая главная тема дискуссии - на сегодня перевозки данным видом транспорта занимают менее 1% по республике в общем объёме перевозок. А субсидия, которую выдвигает перевозчик, не в разы, а в 100 раз больше, чем субсидии, которые мы выделяем другим видам транспорта на одного перевезенного пассажира, - продолжил Иван Моторин. - Эта форма сегодня неэффективна и непонятна. Республика всегда бережно относилась к своим финансовым ресурсам, и за эффективное использование бюджетных средств получала высокую оценку экспертов. Сегодня мы естественно понимаем, что ликвидировать и просто закрыть маршрут - это не то решение, которые нужно республике, и не то решение, которое руководство республики будет принимать. Найти середину, которая устроит и потребителей, и перевозчика - наша основная задача".

По словам премьера, закрыть все перевозки автобусными маршрутами теоретически невозможно. Ряд населённых пунктов находятся в непосредственной близи железных дорог. Кроме того, в советское время были созданы коллективные сады. И как оптимальное транспортное решение было использование железной дороги. "Будет сокращение не составов, а графика движения поездов. График сегодня составлен не самым оптимальным образом. Доходит до смешного: когда на всем пути следует один тепловоз - один вагон. и тот полупустой. Тем не менее, таких составов бывает в определенном отрезке времени четыре-пять. Соответственно, мы сегодня оптимизируем движение поездов и увеличиваем составность. Чтобы человек знал, что его в определённое время отвезут в одну сторону, в определённое время вернут обратно домой. Понятно, удобства как раньше не будет. Но задача стоит - чтобы никто не остался на перроне", - подчеркнул глава правительства Чувашии.

"Моё мнение такое: та реформа, когда субъектам было предложено нести расходы - однобока. А РЖД получает даже от этого вида перевозки прибыль в виде той платы, которую направляет ОАО "Содружество". По пригородным железнодорожным пассажирским перевозкам из 14 субъектов ПФО полностью покрывают свои затраты только шесть. Восемь из них, также, как мы, находятся в таком положении", - заключил Иван Моторин.