Подходящая к завершению избирательная кампания по парламентским выборам в Армении 6 мая проходит в однообразном ключе, используются примитивные технологии - митинги и встречи во дворах. Об этом на пресс-конференции в Ереване 3 мая заявил политический технолог Армен Бадалян.

По словам эксперта, в целом на протяжении избирательной кампании политические силы использовали технологию организации массовых мероприятий. "Избирательная кампания политических сил соответствовала среднему интеллектуальному уровню нашего общества", - подчеркнул он.

В свою очередь эксперт по вопросам информационной безопасности Самвел Мартиросян подчеркнул, что участвующие в электоральном процессе политические силы не прибегали к иным технологиям также потому, что телеэфир неожиданно стал доступным для всех, резко расширилась аудитория в интернете, и увеличилось количество онлайн СМИ. "Если в 2008 году количество пользователей интернета в Армении составляло порядка 200 тыс. человек, сейчас только в социальной сети Facebook есть порядка 250 тыс. юзеров из Армении, а доступ к интернету имеет около 50% населения страны", - подчеркнул Мартиросян.

Как выступили партии

По словам Армена Баладяна все политические силы в ходе избирательной кампании допускали промахи. Избирательная кампания правящей Республиканской партии Армении (РПА), по его словам, осуществляет только один человек, коим является президент Армении, лидер РПА Серж Саргсян. "Это - избирательная кампания не партии, а Сержа Саргсяна, что не правильно, поскольку в парламент избирается не один человек, а политическая команда, которая должна быть представлена электорату. Сержу Саргсяну или не удалось сформировать политическую команду, или он не желает представить ее избирателям", - сказал эксперт.

Что касается коалиционной партии "Процветающая Армения" (ППА), которая сейчас активно критикует РПА, Бадалян подчеркнул, что политическим компонентом указанной партии на предвыборной гонке является только недавно вступавший в партию экс-глава МИД Армении Вардан Осканян. "В адрес ППА осуществлялся черный PR с тем, что связывали Осканяна с личностью второго президента Армении Роберта Кочаряна", - пояснил политтехнолог.

На его взгляд, оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) сначала выступил с лозунгом "ни одноного голоса бандитскому режиму", однако не говорил избирателям за кого проголосовать. "Потом уже АНК начал агитировать в свою пользу. В целом во всей кампании конгресса единственным эффективным моментом можно назвать представленную им формулу "30-секудной революции" (столько длится процесс голосования)", - размышляет он.

Как он заметил оппозиционная партия АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД) сделала большой упор на программу партии, однако, на его взгляд, этот шаг малоэффективен, поскольку "электоральный процесс все-таки - не заседание научного совета". Оппозиционная партия же "Наследие", как он считает, допустила ряд промахов, среди которых самым выпуклым являются оранжевые шарфы - цвет революции на Украине. "Из всех цветных революций на постсоветском пространстве (Грузия, Украина, Киргизия), только украинская практика оранжевой революции провалилась. То есть это цвет провалившейся революции", - считает эксперт.

Что касается коалиционной партии "Оринац еркир" (ОЕ), Бадалян заметил, что после резкой смены политического лагеря лидером указанной партии в 2008 году (тогда лидер ОЕ Артур Багдасарян перешел из оппозиции во власть), ОЕ перестал существовать как политическая сила. "Сейчас же ОЕ пройдет в парламент, если этого очень захочет РПА", - обобщил он.

Как используется потенциал интернета

Как считает Самвел Мартиросян, конъюнктура нынешней парламентской гонки характерна тем, что борьба идет по формуле "власть против власти, а оппозиция против оппозиции". "За власть борются две основные партии - РПА и "Процветающая Армения", которая выступает с оппозиционных позиций", - подчеркнул Мартиросян. На его взгляд, указанные политические силы "агрессивно" используют возможности интернета, особенно социальных сетей, так как у них есть действенные молодежные блоки.

Активисты Армянского национального конгресса также активно используют возможности социальных сетей, однако, по сравнению с другими, как считает эксперт, они более свободны в своих действиях и "сидят только в своих группах, агрессивно не распространяясь по сети". На его взгляд в палитре политических сил в социальных сетях наиболее уникальной остается партия "Наследие", поскольку все депутаты указанной политической силы доступны в сети и активно участвуют в онлайн дебатах.

Почему не были теледебаты?

Для того чтобы избирательная кампания была насыщена теледебатами необходимо наличие следующих обстоятельств - подготовленные кадры, было что сказать и готовность поражения в прямом эфире, сказал Армен Бадалян. "Теледебаты в Армении состоятся при формировании зрелого политического поля", - считает эксперт.

Дело в том, что в Армении кроме партии "Дашнакцутюн" и коммунистов никакая другая политическая сила не обладает четкой повесткой или платформой. "Все на уроне тостов говорят о том, что сделают, если придут к власти, однако никто не из них не представляет обществу механизмы для реализации своих планов", - заключил он.