В редакцию ИА REGNUM поступил текст открытого письма в адрес высшего руководства Молдавии, с которым выступила Ассоциация историков и политологов "Pro-Moldova". Ниже оно приводится полностью:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Республики Молдова г-ну Николаю Тимофти,

Председателю Парламента Республики Молдова г-ну Мариану Лупу,

Премьер-министру Республики Молдова г-ну Владимиру Филату

от Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova" в связи с "гуманитарной политикой", в целом, и "историческим воспитанием", в частности, осуществляемых уполномоченными государственными структурами.

Копия: Министру просвещения Михаилу Шляхтицкому, международным организациям и посольствам иностранных государств, аккредитованным в Республике Молдова.

* * *

За все двадцать лет существования Молдовы как независимого государства гражданам этой страны навязывается концепция, не признающая молдавский народ и его государственность и преследующая цель ликвидацию независимого Молдавского государства и его присоединения к "România Mare". В области воспитания учащейся молодёжи происходит процесс, преследующий цель "переменить отечество" и "иметь другую историю", внушить молодым людям ложную им (румынскую) национальную идентичность.

С этой целью, начиная с 1990 года, наша история мистифицируется и заменяется румынской, при полном невмешательстве или даже прямом участии официальных молдавских властей. Все эти годы, всеми без исключения молдавскими правительствами, гуманитарная политика на территории современной Республики Молдова полностью отдана "на откуп" Румынскому государству. Мы докатились до такого позорища, что нам, как колонии, румыны пишут и издают учебники. Причина всего этого очень ясно изложена первым послом Румынии в нашей стране Марианом Енаке: "Тезисы "Большая Молдова", "молдавский народ", "молдавский язык"... могут представлять реальную опасность для территориальной целостности Румынии".

Целью "истинных румынских патриотов" является "конструирование" "правильного" будущего с помощью "отлакированного" прошлого. На деле это есть мифотворчество. Задача румынистов состоит в ликвидации независимого Молдавского государства руками самих "бессарабских румын" путём искажения чувства национальной идентичности молодёжи, и "возрождения" в результате этого так называемой "Великой Румынии".

Одновременно молдавские школьные учебники "истории румын", а также многие "научные труды" по той же "истории румын", наполнены ненавистью ко всем соседним странам и народам, только и "стремившимся на протяжении столетий поработить или даже уничтожить румынский род". А проживающие совместно с "румынами" национальные меньшинства представлены на страницах данной "литературы" в качестве постоянного "внутреннего врага румын", в виде своеобразной "пятой колонны", "главных эксплуататоров румын". Квинтэссенцией подобного рода "концепции" служит фраза из школьного учебника: "Настоящие отбросы, все эти поляки, греки, армяне и евреи, загрязнившие Кишинёв"! Вот уже более 20 лет в нашей республике не прекращается дискуссия вокруг преподавания/изучения истории в школе. "Получение независимости обязало государства соответствующим образом воспитывать своих граждан", - уверен знаменитый бразильский юрист, доктор наук, профессор, член двенадцати академий Ивес Гандра Мартинс (O viziune asupra lumii contemporane" Bucureşti, 2001, pag. 86). Известный румынский политический обозреватель Габриэль Андриевский отмечал: "Что касается "Истории румын", необходимо подчеркнуть.., что переход к "Истории Молдовы" является естественным актом. Изучение Истории Молдавии исходит из государственной сути Республики Молдова, являясь выражением самоопределения молдавского общества и продуктом истории, в которой каждая этническая группа, отличная от румынской, должна увидеть и себя" (Noua frontieră Schengen şi impactul asupra relaţiilor dintre România şi Republica Moldova. Bucureşti, 2002, pag. 36). И, вопреки всем рекомендациям Совета Европы, наша страна недавно вернулась к преподаванию ксенофобного курса Истории румын. В этом смысле, у нас есть некоторые идеи и предложения.

Во-первых, данный предмет способствует не консолидации молдавского общества, а нагнетанию политической напряженности, созданию состояния неопределённости в отношении будущего молдавского государства. Большая часть населения нашей страны не одобряет этот курс: большинство молдаван - поскольку не считают себя румынами и этот предмет воспринимают как навязывание истории другого народа; представители национальных меньшинств - поскольку само название предмета "История румын" игнорирует их исконную роль на этой земле. Более того, данное название имеет этнократический, а значит ксенофобский характер. В годы Второй мировой войны под нацистско-румынистскими лозунгами "очищения рода" были истреблены сотни тысяч наших сограждан разных национальностей, в первую очередь, евреев. По-сути, сегодня, посредством учебников по Истории румын учащимся внушаются именно эти румынистские этнократические идеи.

Во-вторых, дальнейшее преподавание "Истории румын" в школах Республики Молдова делает невозможным окончательное решение проблемы территориальной реинтеграции страны, постоянно "подпитывая" центробежные процессы. История румын является фактором, раздражающим население левобережья Днестра.

В-третьих, события от 7 апреля 2009 года подтвердили, что благодаря Истории румын среди молодого поколения республики появилась категория людей без родины, готовых ликвидировать молдавскую государственность, осуществив "воссоединение с Румынией". В свое время этот момент констатировали и эксперты Совета Европы.

В-четвертых, "История румын" воспитывает молодое поколение в румыно-националистическом духе, а румынский народ на страницах нынешних учебников "Истории румын" представлен в окружении врагов, стремящихся лишить его свободы. Этот момент отметили и специалисты EOROCLIO (Ассоциация преподавателей истории Европы): "Мы должны считать, что румыны были жертвами истории, других этнических сообществ". "Из этого аргумента вытекает, что история других этнических меньшинств недостаточно важна для того, чтобы быть включенной в школьный курс истории" (Recomandările Comitetului de Miniştri al Consiliului Europei. Chişinău, 2002, р. 12). "Нынешние методы преподавания-изучения Истории румын... отражают националистическое отношение, и тем самым неуважение к истории других этнических и религиозных групп Молдовы. Эти методы будут и впредь создавать проблемы, поскольку препятствуют пониманию и толерантности" (Ibid., p. 28). Исторические события на страницах этих учебников трактуются тенденциозно, необъективно и чрезвычайно мифологизируются. Авторы этих учебников "забывают", что Совет Европы рекомендует нам: "История в школе должна избавляться от мифов и идеологии. Она должна основываться на реальных фактах, стремиться к объективности и не создавать героев, наделенных сверхъестественной силой" (Ibid., p. 15). Нынешние учебники "Истории румын" прививают учащимся агрессивно-националистические и ксенофобские настроения. "Молдавские учащиеся... усваивая такой предлагаемый им материал, выходят из школы с необъективным восприятием прошлого своего народа. Они продвигают такое представление прошлого в свое будущее и неизбежно передают грядущим поколениям. Таким образом, у исторических мифов, необъективных и ложных, долгая жизнь" (Ibid., p. 7-8). Детям внушают идею, что они румыны, что Бессарабия (название Молдова даже не упоминается) - исконно румынская земля, а Республика Молдова - это ошибка истории, которая скоро будет исправлена путем объединения с Румынией. На данный момент в Республике Молдова "целью школьной дисциплины История является консолидация не государства Молдова, а государства Румыния" (Ibid., p. 15).

Каков же выход из создавшейся ситуации?

Во-первых, в соответствии с рекомендациями Совета "школьный курс истории должен называться просто История" (Ibid., p. 27; смотри там же, p. 31, 37) и необходим возврат к т.н. интегрированной форме преподавания/изучения истории в школе, когда отечественная история изучается как составная часть всеобщей истории. В этом смысле требуем отмены приказа № 124 Министра просвещения Республики Молдова от 7 марта 2012 года о "переименовании учебной дисциплины История и Историю румын и всеобщую историю, начиная с 2012-2013 учебного года". В случае отказа властей удовлетворить наше требование, мы оставляем за собой право подать на Правительство РМ в суд (в плоть до ЕСПЧ) за пропаганду ксенофобии.

Во-вторых, в Молдове следует внедрить европейскую практику, когда детям не навязывается одна "единственно научная" концепция истории, как это происходит вот уже более ста лет в нашей стране ("Слово божие", "Краткий курс ВКП[б]", "История румын"). В Западной Европе ещё с конца 70-х - начала 80-х годов, а в Восточной Европе, включая Румынию, со второй половины 90-х, на школьных партах находятся минимум два учебника одновременно.

Смысл подобного способа преподавания/изучения истории (во всяком случае в старших классах) сводится к следующему: Со сменой власти (левые/правые/центристы) не происходит и смена концепции преподавания/изучения истории в школе, так как в распоряжении детей имеются минимум два-три учебника, написанных на основе разных концепций (левица/правица/центр).

Преподаватели подготовлены таким образом, что не навязывают ученикам собственную или официальную точку зрения. Они помогают детям сделать собственный выбор, сравнивая и анализируя имеющиеся на страницах существующих учебников аргументы. Лишь таким образом может быть воспитан критически мыслящий гражданин, имеющий демократический взгляд на мир и общество. В свою очередь, данная концепция может быть привита лишь на альтернативной основе, когда молодой гражданин осознанно выбирает из нескольких вариантов наиболее близкие ему идеи.

В случае Республики Молдова на школьных партах должны находиться минимум два учебника, основанных на принципах интегрированного курса истории: один разработанный на основе румынистской концепции, другой - молдо-государственной. Лишь в таком случае станет возможной деполитизация процесса преподавания/изучения истории в Молдове. Это имеет смысл и в том плане, что за последние десятилетия в нашем обществе не утихает спор об идентичности. Лишь предоставление права каждому гражданину на выбор собственной идентичности выведет процесс преподавания/изучения истории в школе из лап политического противостояния.

Отказ от подобного способа преподавания/изучения истории в школе послужил бы дальнейшему обострению проблемы, но и доказал бы ещё раз отсутствие профессиональной конкурентоспособности румынизма, его боязнь свободного идейного соревнования. И последнее, уважаемые руководители Республики Молдова! В случае если наше предложение не будет проигнорировано (как это практикуется в Республике Молдова на протяжении двух десятилетий), необходимо создать на постоянной основе при Премьер-министре Республики Молдова общественный совет, в который следовало бы включить видных историков и политологов - сторонников разных научных школ и которые представляли бы все сегменты гражданского общества, церковь, национальные меньшинства, все регионы страны, включая левобережные районы Днестра.

Иного варианта, кроме нахождения согласия, взаимной терпимости и сотрудничества в этом государстве, называющемся Республикой Молдова (по примеру Австрии или Швейцарии), вне зависимости от наших идейно-политических убеждений и национальной идентичности, у нас нет. Надеемся, что для Вас все граждане Молдовы одинаково близки.

В свете вышеизложенного и в соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека; ст. 13 Европейской конвенции по правам человека и защите основных свобод; ст. 10 Конституции РМ; Законом № 793 от 10.02.2000 "Административные правонарушения" (ст. 14); Закона об образовании; Постановления Парламента РМ № 337-XIII от 15 декабря 1994 "О концепции развития образования в РМ и создании Координационного совета по осуществлению реформы образования", настоятельно требуем от

Президента Республики Молдова г-на Николая Тимофти,

Председателя Парламента Республики Молдова г-на Мариана Лупу,

Премьер-министра Республики Молдова г-на Владимира Филата:

1 1. Рассмотреть по существу данное открытое письмо и

1.2. Отменить приказ № 124 Министра просвещения Республики Молдова от 7 марта 2012 года "В связи с организацией исторического образования в до университетской системе образования" как противоречащему закону и европейским демократическим нормам. Будем Вам благодарны, если Вы нарушите старую молдавскую бюрократическую традицию и не проигнорируете наши предложения. Пользуясь случаем, Ваше Превосходительство, просим принять заверения в глубоком к Вам уважении и выразить надежду на плодотворное сотрудничество между возглавляемой Вами структурой и теми сегментами молдавского гражданского общества, которые в свей деятельности ориентированы на укрепление и развитие Государства Республика Молдова.

Исполнительный директор Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", кандидат исторических наук, доктор политических наук Сергей Назария,

Член административного совета Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", Чрезвычайный и полномочный посол, кандидат философских наук, доцент Емельян Чобу,

Член административного совета Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", кандидат исторических наук Иван Грек,

Член Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", кандидат исторических наук, доцент Дину Илащук,

Член Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova" Сергей Раца,

Член Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", кандидат исторических наук Виталий Андриевский,

Член Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova", кандидат исторических наук, доцент Михаил Спрынчанэ,

Член Ассоциации историков и политологов "Pro-Moldova" Григорий Ватав.