Река Хревица в посёлке Ивановское Пустомержского сельского поселения Кингисеппского района Ленинградской области разливается каждый год - когда побольше, когда поменьше. И каждый год под угрозой оказываются жизни обитателей более 10 домов, расположенных недалеко от плотины на реке Хревице. Об этом корреспондентуИА REGNUM рассказал староста посёлка Александр Харахордин.

Проблема заброшенных плотин обсуждалась 27 апреля на заседании Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области. Более 150 гидротехнических сооружений на территории Ленинградской области нуждаются в настоящее время в капитальном ремонте.

"Особую опасность представляют именно бесхозные сооружения, и в решении этой серьезной проблемы требуется участие государства", - заявила на заседании председатель совета регионального отделения общественной организации "Опора России" Ленобласти Галина Беликова. Она напомнила, что в 2004 году был составлен реестр потенциально опасных сооружений, в который было включено 55 полуразрушенных гидротехнических объектов. "Заброшенные гидротехнические сооружения представляют собой бомбы замедленного действия и несут реальную угрозу безопасности людей", - отметила Беликова.

Особо рискованным для людей, живущих не просто в непосредственной близости к плотине на реке Хревице, а буквально под плотиной стал 2010 год, когда половодье было необычно большим. Всего на территории области под угрозой оказались жизни около 5,5 тысяч человек в 60 населенных пунктах. Дополнительную угрозу в районах затопления тогда представляли 14 брошенных гидросооружений.

"Нынче в начале апреля ситуация повторилась, - происходящее прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM староста посёлка Ивановское Александр Харахордин. - Состояние гидросооружения плачевное, несмотря на то, что наша 14-метровая плотина включена в список туристических объектов Ленобласти. Зимой, когда вода замерзает, открывается великолепное зрелище - она напоминает сказочный, средневековый замок. Но как начинается половодье - беда! Звоним в МЧС. Они реагируют, когда вода переливается через тело плотины, и справляемся с бедствием как можем, помогают соседи. Но если по-прежнему ничего не предпринимать, дело может завершиться трагедией".

По словам старосты, вода через плотину уже несколько раз переливалась, особенно тревожными бывают последствия суровых зим. "Куда мы только не обращались! Пишем письма, в ответ - отписки. Все, вроде бы, соглашаются с тем, что надо действовать, но ничего не меняется, - сказал Харахордин - Перед масштабным наступлением весенне-летних паводков МЧС обычно составляет "черный список" гидротехнических сооружений. Эта проблема появилась не вчера - после перестройки в нашей стране оказалось множество "ничейных" дамб, запруд и плотин. Даже не знаю, может, мы слишком мелки для федерального "чёрного" списка, но ведь может случиться беда!"

В советское время эти плотины принадлежали колхозам или заводам, а потом "потеряли" своих владельцев. Сейчас их никто не ремонтирует, не следит за их состоянием, и под напором воды заброшенные гидротехнические сооружения в любой момент могут рухнуть. Как поясняют местным жителям в МЧС, если инженерно-технические сооружения вообще не обслуживаются, то их надо либо надлежащим образом законсервировать, либо привести в безопасное состояние.

В 2010 году прокуратура Ленинградской области заставила чиновников вспомнить о бесхозных гидротехнических сооружениях. Но тогда речь шла о трёх бесхозных гидротехнических объектах, которые надзорное ведомство обязало взять на баланс поселковым властям Волосовского района. До плотины в посёлке Ивановское Пустомержского сельского поселения Кингисеппского района дело тогда не дошло.

Общественный экологический совет при губернаторе Ленинградской области принял решение побывать в Ивановском, чтобы постараться в этом году решить хотя бы эту конкретную проблему.

Напомним, что посёлок Ивановское имеет давнюю историю. В XVIII веке Ивановская мыза принадлежала тайному советнику Блоку. Здесь работали винокуренный и лесопильный заводы, действовала мукомольная мельница. В настоящее время работает небольшой рыбозавод, который использует заброшенное государством гидросооружение в собственных целях.

Евгения Дылева.