"Вашу зачетку, господин губернатор!".

("АиФ на Енисее", 03.09.03, Александр Чернявский)

Администрацию края ожидает трудная осень.

НА ПРОШЛОЙ неделе красноярские коммунисты в очередной раз попробовали привлечь к себе внимание электората. "Мы "заявляем населению о том, что в Красноярском крае не функционирует система органов государственной власти края. Фактически имеет место быть безвластие". Поводом для сотрясания воздуха стала затяжка с принятием решения по проведению краевого референдума по ЖКХ. Однако PR-акция получилась пустой. Губернатор благополучно вернулся в Красноярск из солнечной Италии, дети сели 1 сентября за парты и даже великое противостояние Земли и Марса не привело к каким-либо катастрофам. Народ вакуума власти не заметил. О "сильных мира сего" нормальные люди вспоминают только, когда включают теленовости или не получают вовремя зарплату.

ОДНАКО наступившая осень станет исключением. Политически озабоченные субъекты во время кампании по выборам в Госдуму сделают все возможное, чтобы, вытащив население из берлоги полусонного бытия, завлечь его в свой политический балаган. Артистам от власти нужна публика, громкие аплодисменты и, самое главное, ее бесценные голоса. Отсидеться в "буфете" удастся немногим "зрителям".

Волшебная никелевая палочка

БЛИЖАЙШИЕ месяцы станут серьезным экзаменом для Александра Хлопонина. Первый губернаторский "учебный год" подошел к концу, и пора доставать зачетку. В роли строгих преподавателей выступит не только местная политтусовка, но и бюджетники, которым исполнительная власть обещала выплатить по осени два оклада. Срок действия карт-бланша истек. Получится ли дать убедительный ответ экзаменаторам?

В начале августа губернатор публично заявил, что, несмотря на многомиллионные потери по акцизам на ГСМ, бюджет края все равно будет выполнен. Эксперты настроены скептично. Хотя Хлопонин и считается одним из самых успешных региональных лоббистов, финансовые ручейки, текущие из федерального бюджета в край, в мощные потоки так и не превратились. В минфиновских дензнаках красноярцы точно не утонут. Однако это не означает, что у Александра Геннадиевича нет шансов выполнить обещанное. Помогут ему в этом ФПГ, и в первую очередь - родной "Норникель".

В этом году мировая конъюнктура цен на цветные металлы исключительно благоприятная. В краевую казну только за первые полгода "Норникелем" было перечислено 3,2 миллиарда рублей. Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2002 года. Между тем при формировании бюджета-2003 исходили из худшего сценария. "Никелевые" деньги очень пригодятся, чтобы не только заткнуть дыры в региональной казне, но и выделить 400 миллионов рублей для осеннего подарка учителям, врачам и прочим бюджетникам. Скорее всего, удастся Хлопонину "потрясти" и другие ФПГ. Конечно, не стоит сильно обольщаться на их счет, но с учетом кампании по выборам в Госдуму вряд ли кто-то из олигархов рискнет слишком уж наглеть, уводя всю прибыль за пределы края.

"Оптимизация" и популизм

НЕ ДОЛЖНО быть особых проблем с важной не только в плане PR акцией по строительству жилья для погорельцев в Казачинском. Дома будут построены в срок, и на улице никто не останется. Хуже с обещанной программой стратегического развития края. Ее тезисы опубликованы, но сделать на их основе какие-то серьезные прогнозы в отношении курса нынешней администрации пока невозможно. Судя по косвенным признакам, задачей № 1, которую поставил перед собой Хлопонин, станет "снижение уровня социального иждивенчества". По одной из версий, именно с этим была связана смена руководства в социальном блоке исполнительной власти. "Питерская". Надежда Крецьщьева должна будет "оптимизировать" социальные расходы. В переводе с чиновничьего языка на понятный населению это означает, что многим жителям края в 2004 году придется потуже затянуть пояса. Эпоха халявы заканчивается. Не всем это придется по нутру. Затянутый пояс не только мешает нормально дышать, но и дает отличную возможность набрать очки политикам, питающимся соками "протестных настроений".

Избирательная кампания изрядно осложняет и без того непростую губернаторскую жизнь. Связав себя с "Единой Россией", Хлопонин взял повышенные обязательства перед федеральным центром. Красноярский филиал "партии власти" должен хоть на полшага,, но опередить красную колонну. В этой ситуации трудно удержаться от популизма. Есть сильное подозрение, что решение о выплате "двойного оклада" бюджетникам было принято с учетом предвыборного фактора. Хотя натуре менеджера, привыкшего во главу угла ставить эффективность, популизм вроде бы должен претить, тем более если он не подкрепляется реальным прорывом на экономическом фронте.

"Хит" сезона

КАК и ожидалось, забуксовала реформа ЖКХ. Подавляющее большинство населения ощутило ее только на своем кошельке. Качество услуг осталось в лучшем случае на прежнем уровне. Действующей власти еще везет, что местная оппозиция явно находится в творческом кризисе, иначе уже весной у исполнительной власти могли бы возникнуть серьезные проблемы. Пока самую универсальную тему растаскивают и забалтывают все кто ни попадя. Например, КПРФ с ее злополучным референдумом. Иногда кажется, что столь невразумительный вопрос о реформе ЖКХ был специально придуман кем-то из администрации Хлопонина, ибо отрицательный ответ на него ничем исполнительной власти не грозит.

Тем не менее, эта тема обречена стать "хитом" осени. "Певцы" в зависимости от своего политического окраса будут исполнять ее на разный манер, но с одинаково неприятным для губернатора мотивом. В итоге может возникнуть кумулятивный эффект, который проявится при обсуждении бюд-жета-2004. Уже сейчас можно прогнозировать его крайне трудное прохождение через ЗС. Вопрос о пересмотре жилищно-коммунальных тарифов в сторону уменьшения, помимо коммунистов, поднимет также фракция "За Лебедя". Не исключено, что с ними могут заключить тактический союз регионал-патриоты и отдельные одномандатники. В этом случае мы можем вернуться к хорошо знакомому красноярцам противостоянию двух ветвей власти. Если события пойдут по этому руслу, то вряд ли Хлопонину после сдачи "осенней сессии" стоит рассчитывать на "повышенную стипендию".

"Создадут гуманитарный фонд".

("Вечерний Красноярск", 02.09.03)

Состоялась встреча и.о. директора Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" Виктора Томенко с советником по культуре генерального директора компании Сергеем Сазоновым.

Сергей Сазонов поделился своими первыми впечатлениями и отметил, что Норильск является уникальным городом. Он также сообщил, что в настоящее время рассматривается проект создания специального гуманитарного фонда под эгидой генерального директора компании М.Д.Прохорова, который бы занимался развитием важнейших социально значимых стратегических проектов. Фактически в сфере влияния этого фонда, по мнению Сергея Сазонова, должна быть вся непроизводственная сфера НПР. При этом фонд не должен действовать по принципу "латания дыр или в стиле пожарной команды". Слово "развитие", по его утверждению, будет основным смыслом содержания работы организации, т.е. развития территории как социально значимой и уникальной в культурном отношении.

И.о. директора Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" Виктор Томенко отметил актуальность решения данных вопросов. "Проект создания подобной организации еще раз свидетельствует о том, что компания "Норильский никель" представляет собой социально ответственный российский бизнес", - подчеркнул он.

"Аутсайдеры появились. Лидеров не видно".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 03.09.03)

В прошлую пятницу Норильский горизбирком зарегистрировал еще одного кандидата в мэры: о желании баллотироваться заявил председатель совета директоров торгового дома "Европа-Азия" Владимир Юрченко. Теперь кандидатов двое: первый - председатель Федерации профсоюзов "ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников - зарегистрирован еще 14 августа. Оба кандидата внесли залог (150 тысяч рублей) - "для подстраховки". И Мельников, и Юрченко в кругу экспертов считаются "непроходными" фигурами. Первый в мэры уже баллотировался, но неудачно: набрав в первом туре 47,5 процента, он был снят с выборов по решению суда ("за превышение суммы избирательного фонда"). Его единственный пока соперник еще колоритнее: в прошлом году Валерий Прокопьевич принимал активное участие в губернаторских выборах. Занял почетное седьмое место, набрав всего 0,12 процента голосов.

Других желающих пока не видно. Между тем выборы не за горами - 26 октября норильчане должны проголосовать за "самого-самого". Регистрация претендентов на кресло мэра заканчивается в 18.00 26 сентября.

"Разминка накануне больших выборов".

("Красноярский рабочий", 03.09.03, Владимир Несяев)

В начале осени у части краевого электората появилась возможность несколько "разогреться" посредством малых выборов глав муниципальных образований. Перед грядущими большими - декабрьскими в Госдуму и мартовскими в следующем году президента России. Население двух районов, Шарыповского и Каратузского, скоро должно будет либо подтвердить полномочия действующих глав, либо избрать новых.

В Каратузском первый тур выборов состоится 21 сентября, и там уже закончена регистрация кандидатов. Мандаты выданы пяти претендентам: нынешнему главе Владимиру Кудинову, директору местного автотранспортного предприятия Виктору Пономареву, заместителю руководителя районного филиала "Агроспецмонтажа" Николаю Рукину, директору сельхозпредприятия ООО "Среднекужебарское" Владимиру Саару и генеральному директору ОАО "Каратузхлебопродукт" Владимиру Цветкову.

Обращает на себя внимание такая деталь. Четыре претендента на пост главного районного чиновника, в том числе занимающий его в настоящее время Кудинов, самостоятельно выдвинули свои кандидатуры. И лишь Саара предложила избрать территориальная организация партии "Единая Россия", она же намерена его всячески поддерживать. Еще одно любопытное обстоятельство: кроме Кудинова и Саара, другие кандидаты в мэры не имеют даже высшего образования - видимо, настолько измельчала элита депрессивного подтаежного района с населением в 18 тысяч жителей. Зарождавшаяся было интрига каратузских выборов в лице шестого претендента, депутата Законодательного Собрания края Владимира Горлова, вскоре сошла на нет. По инициативе самого Владимира Васильевича, внезапно снявшего свою кандидатуру.

Команде Александра Хлопонина в отличие от прежней, лебедевской явно не безразлично, кто рулит сейчас и кто станет рулить муниципальными образованиями в обозримом будущем. Губернское начальство не скрывает, кого именно хотело бы видеть главой Каратузского района и кого собирается поддержать административным и иным ресурсом. Резон в этом, наверное, есть, и немалый: район богат лесом, золотом, другими полезными ископаемыми, однако его экономика пребывает в застое, включая основную отрасль, сельское хозяйство, а сама территория более чем на две трети дотируется из краевого бюджета.

"Старт дан. Хлопонин не торопится".

("Сегодняшняя газета", 03.09.03, Николай Санин)

Итак, со 2-го сентября дан официальный старт предвыборной гонке. Владимир Путин подписал указ о назначении даты выборов депутатов Госдумы, которые запланированы на 7 декабря.

В КРАСНОЯРСКОМ крае будут сформированы четыре окружные комиссии - по Ачинскому, Канскому, Красноярскому и Енисейскому округам. Что касается регистрации кандидатов, то их ждет ряд новшеств. Никакая группа избирателей кандидата выдвинуть больше не может. Учитывается либо самовыдвижение, либо выдвижение от партийной организации на ее съезде. Кроме того, кандидат может внести залог 900 тысяч рублей или собрать в свою поддержку более 1% подписей избирателей округа. Деньги претенденту вернут только в том случае, если он наберет более 5% голосов участников голосования. В крае это около 5,4 тысячи "автографов" граждан.

Непосредственно саму предвыборную агитацию можно начинать только с момента открытия избирательного фонда. Максимальный размер - 6 миллионов рублей для кандидатов-одномандатников и 250 миллионов рублей для партий и политических блоков. Анонимные пожертвования запрещены. Ответственность за финансирование кампании помимо избирательного фонда ужесточается. Теперь нарушителям грозит и уголовное преследование.

Избирательный процесс в Красноярском крае в ходе думской кампании будут обеспечивать более 11 тысяч человек. Всего в регионе будет сформировано свыше 2150 участковых избирательных комиссий. Это произойдет за месяц до начала голосования. Окружные комиссии появятся раньше - уже к 13 сентября. На проведение выборов в крае планируется потратить 30-35 миллионов рублей. На всю подготовку к выборам, напомним, Федерация выделяет 3,5 миллиарда рублей. Что касается общего числа избирателей, то, по словам председателя крайизбиркома Константина Бочарова, таковых в июле в крае насчитывалось 2 150 315 человек.

Рекламные баннеры политических партий со второго сентября, а уж с третьего - точно, должны исчезнуть с улиц. Со дня официальной публикации указа президента РФ о назначении даты выборов в Госдуму РФ подобные билборды будут расцениваться как предвыборная агитация. А ее, как известно, вести нельзя до открытия счета избирательного фонда в банке. Так что если сегодня кто-то увидит в краевом центре уже поднадоевшие рекламные щиты ЛДПР, Народной партии, партии Жизни или СПС, может пожаловаться в крайизбирком.

А пока Константин Бочаров обратился к СМИ с призывом соблюдать паритет в предоставлении рекламного времени и площадей всем претендентам на думские кресла. Кроме того, средства массовой информации должны четко отличать свои комментарии от агитации. В противном случае их выпуск после двух нарушений может быть приостановлен. Правда, это произойдет только по решению суда. Обратиться туда имеет право только Министерство печати РФ на основании заявлений крайизбиркома.

Не утихают предвыборные слухи и вокруг фигуры губернатора Хлопонина - пойдет или не пойдет на выборы? Сам Александр Хлопонин сообщил намедни, что никаких предложений от "Единой России" с просьбой возглавить региональный список партии на выборах в Госдуму к нему не поступало. "Я губернатор Красноярского края, и никуда уходить не собираюсь. Мне предстоит большая работа здесь", - заявил Александр Хлопонин.

И все же он не исключает возможности, что возглавит один из региональных списков. "Я буду думать над этим, если такое предложение будет сделано", - отметил губернатор. Напомним, на прошлой неделе появилась информация о том, что "Единая Россия" проводит переговоры с главами Красноярского края, Хакасии и Тувы об их участии в выборах.

"Реинкарнация "нашизма".

("АиФ на Енисее", 03.09.03, Александр Чернявский)

Политика центра как питательная среда сепаратизма. Ну и какие сегодня "наши"?

"ПРОДУКТИВНОЙ идеи у краевой элиты нет. Делить по принципу "свой" - "чужой" больше не получается. Это уже никому не интересно" ("АиФ на Енисее" № 33,2003). "Идея не спекулятивная. Она вечная. Свои и чужие были и будут всегда. Местный патриотизм находится сейчас в подполье и требует выхода на поверхность" ("АиФ на Енисее", № 1 -2, 2003). Эти взаимоисключающие друг друга фразы были произнесены в редакции нашего еженедельника двумя ведущими политиками региона: Александром Хлопониным и Александром Уссом. Казалось бы, исход их прошлогодней титанической битвы за губернаторство расставил все точки над "I", окончательно похоронив идеологию "нашизма", но представляется, что не все так однозначно.

Во всяком случае, на состоявшемся недавно в Красноярске очередном заседании экспертного комитета многие его участники аргументирование доказывали обратное. "Нашизм" обречен на реинкарнацию. Возможно, называться он будет по-другому, по-иному будут звучать фамилии его лидеров, однако то, что сама идея сибирского сепаратизма имеет прочные корни в прошлом и реальные перспективы в будущем, сомнений не вызывает.

Идея-феникс

РОДОНАЧАЛЬНИКОМ сибирского сепаратизма (тогда это называли областничеством) историки считают томского писателя Григория Потанина. Некоторые, правда, приписывают авторство этой идеи отцу анархизма Михаилу Бакунину, который сильно повлиял на Потанина. В шестидесятых годах девятнадцатого столетия Потанин вместе со своими единомышленниками (среди которых был - вы не поверите - и некий Березовский!) стали активно выступать за самостоятельность Сибири. Некоторые договорились даже до отделения Сибири, причем в этом "благородном деле" им должны были помочь Соединенные Штаты Америки. Царское правительство с сепаратистами цацкаться не стало: все его участники были репрессированы. Новый всплеск сибирского сепаратизма был зафиксирован в эпоху революции и гражданской войны. Как грибы тогда появлялись квазигосударственные образования. В частности, 8 октября 1917 года в Томске открылся Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь свою областную думу и кабинет министров. После того как в Томск вошли чехи, было создано "Сибирское временное правительство" под председательством П. В. Вологодского. Позже большевики катком прошлись по всем этим антигосударственным поползновениям, приведя всех к единому ленинско-сталинскому знаменателю.

Но идею невозможно расстрелять или повесить. И вот уже в очередную смутную эпоху - в начале девяностых годов - она благополучно реанимируется. В 1992 году часть депутатов в рамках ассоциации "Сибирское соглашение" предложила принять декларацию о государственной независимости Сибири, упразднении на местах всех органов "колониальной российской власти" и создании Сибирской республики. В 1993 году появился альтернативный вариант объединения Иркутской области и Красноярского края с перспективой создания нового государственного образования - Восточно-Сибирской республики. Но, кроме брожения в воспаленных умах сибиряков-патриотов, эти прожекты никаких реальных последствий не имели. Первым по-настоящему серьезным политическим проектом, замешанным на дрожжах сепаратизма-регионализма, стало появление в Красноярском крае блока "Наши!".

"Свои" и "чужие"

БЕЗУСЛОВНО, это был ситуативный проект, основой которого стало неприятие режима Александра Лебедя значительной частью местной элиты. Игра шла в одни ворота. Слабость команды предыдущего губернатора, агрессивно-популистская (но от этого не менее эффективная) пропаганда позволили "нашистам" победить на выборах в Законодательное собрание. Откровенных призывов к неповиновению Москве не было, но, очевидно, если бы не трагическая гибель Лебедя, то "нашисты" могли подойти и к этой опасной черте. Москва на "игры патриотов" смотрела сквозь пальцы, хотя и не без настороженности. Все шло к тому, что на волне красноярского патриотизма Александр Усс сотоварищи займут командные высоты в регионе.

Трагедия в Ермаковском районе сломала этот стройный сценарий. В кампании 2002 года выявилось слабое звено идеологии "нашизма". Для ее эффективности обязательно наличие "чужого". На эту роль пришлось "определять" Хлопонина, но он, несмотря на компрометирующее "олигархическое" прошлое, оказался неравноценной заменой Александру Лебедю. Идея "нашизма" ушла в подполье, ожидая своего часа и появления очередного "чужого".

Отступать некуда!

Между тем его появление не за горами. "Чужим" может стать не конкретный политический персонаж, а некая кафкианская субстанция под названием "федеральный центр". Актуализировать "зажиревшую" Москву как "врага" всей остальной России особого труда не составляет. Нынешнюю политику центра по отношению к регионам можно проиллюстрировать фразой из уже упоминавшегося Бакунина, который главной причиной появления сибирского областничества назвал "тотально жесткую зависимость региона от бюрократии крепостнического центра".

Абсолютно понятно, что все мечты "об экономическом рывке" останутся предвыборными лозунгами, если не изменится нынешняя фискальная политика, в результате которой 60% доходов территории уходит в федеральную казну. Унизительными выглядят поездки губернатора и других высокопоставленных лиц за "своим кровным" в Минфин. Многие главы субъектов РФ откровенно заявляют, что нынешняя система вынуждает их вставать на путь иждивенчества, ибо стимула хорошо работать у них нет. Заработанное сверх нормы все равно отбирает Москва.

Нельзя сказать, что в Москве эту опасность не видят. Недаром же Путин первым делом учредил федеральные округа. Они должны были железными обручами скрепить рассыпающуюся на удельные княжества страну. Однако гайки явно были перекручены. Лишив регионы экономической самостоятельности, в итоге пришли к очередному застою. К этому стоит добавить раздражающее всех несоответствие слов и дела. В Кремле признают наличие таких глобальных вызовов, как ползучая китайская экспансия, отток населения из Сибири, беспредел ФПГ на подконтрольных им территориях, но никаких адекватных ответов на них федеральная власть дать не может. Критическая масса накапливается и когда-нибудь неизбежно приведет к взрыву, который, в частности, давно уже прогнозируют заокеанские стратеги.

Распад неизбежен?

НЕСКОЛЬКО лет назад группа американских ученых, которую возглавляли географ госдепартамента США Уильям Б. Вуд и его помощник Ли Шварц, представила свой прогноз политической карты мира в двадцать первом веке. Согласно ей Россию ждет неминуемый распад на шесть независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории, которые будут присоединены к Аляске. Эти прогнозы геополитического развития в конце XX - начале XXI века подготовлены на основе системного моделирования глобальных процессов с учетом позиции США как единственного лидера современного мира.

Очевидно, что этот сценарий - не пустая фантазия американских ястребов, а вполне просчитываемая стратегическая комбинация. Понятно, что любые сепаратистские настроения играют на руку нашим геополитическим противникам. Однако сегодня проблема не в русофобе Збигневе Бжезинском и его единомышленниках, а в крайне недальновидной политике центральной власти по отношению к регионам. Именно ее узколобость и неадекватность сегодня наиболее опасны для страны. Кто этому не верит, рекомендуем обратиться к недавнему прошлому, когда усилиями республиканских элит был благополучно похоронен "великий, могучий" Советский Союз.

"Оседлать идею".

("АиФ на Енисее", 03.09.03)

Павел Клачков, руководитель краевого отделения Центра геополитических инициатив:

- Регионализм представляется мне потенциально перспективным направлением, но для того, чтобы оно имело будущее, необходимо серьезно уменьшить его манипулятивную составляющую. Только тогда эту идеологию возьмут на вооружение действительно ответственные политики.

Спорадически элементы регионализма и сепаратизма будут проявляться и на выборах в Госдуму-2003, однако вряд ли кто-то сможет использовать эти вещи в виде основной идеи. Как целостное направление регионализм еще требует серьезной идеологической работы.

Более того, среди сегодняшних красноярских политиков я не вижу людей, способных реально "оседлать" эту тему. Полноценный регионализм требует новой генерации политиков.

"Олигархи-провокаторы".

("АиФ на Енисее", 03.09.03)

Инна Малолеткова, заведующая кафедрой социально-политических теорий КГУ:

- Сибирский сепаратизм - это часть общероссийского регионального сепаратизма, начало которому положили реформы Ельцина и его пресловутый принцип - "берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить". Это дало импульс к расколу России вслед за расколом СССР. К сожалению, в политике очень многие элементы национального сознания эксплуатируются в интересах отдельных групп. "Нашизм" эксплуатировал психологическую принадлежность к определенной группе. Этот метод может использоваться в любом регионе. Технологи ухватились за слово "наши". "Наши", "чужие" - это психологические понятия. Это разделение на интуитивном уровне. Очень важный момент в этой проблеме: к власти в сибирских регионах приходят олигархические группы. Именно бесцеремонность олигархов во многом провоцирует сепаратистские настроения.

"Разменная монета".

("АиФ на Енисее", 03.09.03)

Марк Денисов, председатель комитета по делам национальностей, религий и общественных объединений администрации Красноярского края:

- С феноменом "нашизма" политтехнологи попали в десятку. Они смогли понять особенность красноярцев, затронуть ментальную струну. Но играть на этих струнах ради сиюминутных выгод нельзя. Ущерб психике населения наносится колоссальный. Разрушаются базовые устои. Нельзя святые, серьезные вещи использовать как разменную монету, как тряпку - одну лужу подтереть, другую... Безусловно, существует "особый" красноярский менталитет. Более того, менталитет - это реальная сила. Если бросить на одну чашу весов численность, оргструктуры, оружие, деньги, а на другую положить менталитет, то он может перетянуть все. Такие ситуации в истории известны. Если этого не видеть, управляя краем, то надо просто расписаться в бессилии.

"Немцов, Хакамада... Чубайс?".

("Красноярский рабочий", 03.09.03, Лилия Юрьева)

Правые определились: глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, он же - один из бессменных сопредседателей партии, войдет третьим в избирательный список Союза Правых Сил на предстоящих выборах в Государственную Думу. Эта новость, правда, пока не подтвержденная официально, стала политической сенсацией августа.

Попробуем разобраться, почему было принято такое решение? Решение, которое одним показалось крайне рискованным и не просчитанным, а другим - совершенно логичным и выверенным.

На политическом небосклоне России последних лет Чубайс является величиной постоянной, привычной и, как уже неоднократно было доказано, ни на кого не сменяемой. Глава РАО - фигура яркая, предпочитающая и, что особенно важно, способная играть как роль первой скрипки, так и дирижера всего оркестра. Самый блестящий антикризисный менеджер в нашем сильно затянувшемся кризисе, он же - успешный вице-премьер, успешный начальник ельцинского предвыборного штаба, успешный руководитель кремлевской администрации и, наконец, успешный глава РАО "ЕЭС России". Он же - главный приватизатор и главный молодой реформатор. Одновременно - ближайший соратник Бориса Ельцина, один из редких политиков ельцинской эпохи, не утративший своего влияния, оставшийся на политической сцене "путинского" периода, сохранивший свой статус и значение, оказавшийся востребованным в новых условиях - условиях наступившей экономической и политической стабилизации.

Появление Чубайса в списке не только окончательно определяет "вектор движения" партии, но и привлекает голоса тех, кто разделяет праволиберальную идею, кто видит Россию развитым и процветающим европейским государством, тех, кто нашел себя в нынешней российской действительности и принял ее.

Список личных достижений Чубайса говорит сам за себя. Значит ли это, что правые не ошиблись в выборе третьего?

Однако все не так просто. Чубайс - фигура далеко не однозначная. Для большинства это привычный объект для критики, недовольства и даже ненависти. Следовательно, правые сильно рискуют потерять и так уж не столь многочисленных своих сторонников. По последним социологическим опросам, СПС только-только набирает процент голосов, необходимых для попадания в Думу. И это, на первый взгляд, подтверждается опросами общественного мнения: 54% респондентов не готовы голосовать за Чубайса и относятся к нему отрицательно.

Вместе с тем есть и другие, для которых нынешний глава РАО "ЕЭС" является символом успешности, человеком, который не только ставит перед собой масштабные задачи, но и всегда успешно их решает, всегда добивается результата. Последних, исходя из результатов опроса, набирается 8%. Правые прекрасно понимают, что те, кто голосует за Зюганова и Жириновского, никогда не отдадут свои голоса Чубайсу. И простым включением в список Анатолия Борисовича 25% голосов россиян не получишь. Вместе с тем появление его фамилии рядом с фамилиями Немцова и Хакамады поможет консолидировать правый электорат и получить максимум голосов из числа возможных (по оценкам экспертов, 10-12%). И все же думается, что задача консолидировать правый электорат для Анатолия Борисовича, скажем так, мелковата. Пока мы можем это только предполагать, но, скорее всего, за его решением войти в список СПС стоит другое.

Новая задача, которую вслед за реструктуризацией РАО и реформой ЖКХ поставил перед собой Анатолий Борисович, - это превращение СПС в мощную и единственную в России правую партию, которая со временем способна будет стать главной опорой президента в продолжении реформ. Кто-то может возразить: что, Путину мало "Единой России"? Кто-то скажет, что Владимир Владимирович предпочитает быть "президентом всех россиян" и старательно дистанцируется сегодня от всех партий, в том числе и тех, которые настойчиво претендуют на роль его главных друзей. Но "ЕР" оказалась неспособной выполнить те задачи, которые жизнь ставит перед пропрезидентской партией. А что касается народной любви, пока значительное число россиян живет за чертой бедности, а число людей, "вписавшихся в реформы", не столь велико, безусловно, Путин не может особенно громко афишировать свою приверженность правым идеям.

Однако со временем, когда ситуация улучшится и в выигрыше окажется большинство, опора президента на правых не будет казаться делом столь фантастическим, каким это видится с позиций сегодняшнего дня. Из всего этого следует, что создавать мощную правую партию надо уже сейчас. И Чубайс за эту задачу взялся. Именно поэтому руководитель РАО "ЕЭС", в последнее время громко не заявлявший о своих политических пристрастиях, но и никогда их не скрывавший, решил более четко обозначить свою позицию и свое присутствие в СПС, подкрепив сопредседательство в партии третьим местом в списке.

Итак, Чубайс вышел из тени. И сделал он это, как всегда, очень грамотно: самостоятельно принял решение и получил одобрение президента. Думается, что три мнения - свое, Путина и товарищей по партии - были для Чубайса самыми важными.

Сегодня уже точно известно, что Владимир Путин к решению Чубайса отнесся с пониманием. В прессе было немало версий. Отдельные журналисты утверждали, что правые сами распускают слухи о якобы имевшем место разговоре Путина и Чубайса, потому что им просто необходим "президентский" ресурс для повышения своего рейтинга. Но, во-первых, такой разговор действительно состоялся, а во-вторых, надо совсем уж не знать Анатолия Чубайса, чтобы подумать, что он может выдать желаемое за действительное. Среди его друзей по партии, партнеров по бизнесу, да и просто людей, которые его хорошо знают, таких сомнений не возникало. Если Чубайс сказал, что Путин его решение одобрил, - значит, так оно и было. Тем более что возможности для личного общения с президентом у главы РАО действительно имеются.

Кстати, Путин одобрил не только это. Он еще поддержал проводимую Чубайсом реформу РАО "ЕЭС", посетил вместе с Чубайсом церемонию открытия Бурейской ГЭС, дал свое благословение на покупку Чубайсом, вернее РАО "ЕЭС", энергетических сетей Грузии, поддержал идею Чубайса о создании РКС - "Российских коммунальных систем", которые намерены проводить широкомасштабный эксперимент по внедрению в жизнь правой реформы ЖКХ. Наконец, он публично поддержал концепцию военной реформы СПС.

Итак, Чубайс стал третьим. Остается только посмотреть, какое место займет СПС на предстоящих выборах и какой по величине будет его фракция в новом парламенте. Зная Чубайса, можно уже сегодня ответить: представительной.

"Долгожданное назначение Медведева".

("Красноярский рабочий", 03.09.03)

Заместитель губернатора Вадим Медведев утвержден в должности председателя краевого комитета по управлению государственным имуществом.

Этого решения ждали давно - до сих пор замгубернатора официально лишь курировал вопросы, связанные с деятельностью КУГИ, хотя по сути руководил этим важнейшим комитетом. И вот теперь Министерство имущественных отношений РФ назначило Медведева полноправным председателем КУГИ.

"Шаткий баланс финансиста".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 03.09.03)

СМИ снова "отправляют" начальника ГФУ края в Москву.

На этой неделе в журналистских кругах Красноярска снова активно циркулировал слух о возможном отъезде из края начальника Главного финансового управления Красноярского края Александра Новака. Не исключено, что эти разговоры имеют под собой основание, иначе они бы не возникали с завидной регулярностью. Видимо, нестерпимое желание Минфина видеть в одном из своих кабинетов Александра Валентиновича убедительнее недавних заявлений губернатора Александра Хлопонина на тему "Новака в Минфин не отдадим".

Руководитель пресс-службы краевой администрации Максим Гуревич, комментируя ситуацию, заявил: "Ни официальной, ни неофициальной, ни полуофициальной информацией на сей счет я не располагаю". Сам Александр Новак не изъявил желания общаться с корреспондентом "МК" в Красноярске"...

Тем не менее, если переезд в Москву Александра Новака все-таки состоится, произойдет он очень не ко времени. Через пару месяцев краевой администрации нужно представлять на суд Законодательного Собрания проект бюджета 2004 года. Вполне логично предположить, что возможная отставка Новака и приход нового начальника ГФУ не будут способствовать доработке и принятию бюджета.

К тому же в крае может сохраниться сложившаяся еще в период правления прежней администрации нехорошая традиция менять начальников ГФУ как перчатки, В продолжение темы возникает вопрос: почему так часто уходят начальники финуправления? Только ли карьерный рост заставляет людей принимать такие решения?

"От сессии до сессии...".

("Красноярский рабочий", 03.09.03)

Первое заседание VIII сессии Законодательного Собрания края состоится 16 сентября.

Такое решение принято на аппаратном совещании, которое провел вчера спикер краевого парламента Александр Усс. Председатели постоянных комиссий, руководители управлений и отделов аппарата ЗС ознакомились с информацией об итогах встречи депутатов районов, входящих в состав Богучанского избирательного округа. На совещании также решено создать рабочую группу по подготовке к III краевому съезду депутатов, который намечено провести в конце нынешнего года. Эту группу возглавит Алексей Клешко.

"Хочешь быть лидером - будь им".

("Городские новости", 02.09.03, Вячеслав Засыпкин)

Валерий Зубов не любит апокалиптических прогнозов.

В нашей газете был опубликован цикл статей под рубрикой "Город - философия развития". Предлагались к рассмотрению несколько возможных сценариев, по которым может развиваться Красноярск в зависимости от преобладания тех или иных условий.

Каким будет Красноярск через десять, двадцать лет? Каковы главные тенденции, определяющие направление движения? Эти вопросы не безразличны жителям города. Как небезынтересны мнения по этому поводу людей авторитетных, являющихся специалистами в той или иной области. Свое видение проблемы и у депутата Государственной думы, председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерия Зубова.

Как полагает Валерий Михайлович, город Красноярск по своим масштабам и значимости (это не деревня в Туруханском районе) обязан, определяя пути развития, исходить из современных общемировых процессов и тенденций. А доминантой этих процессов является, несомненно, глобализация. То есть преодоление всяческих границ: национальных, корпоративных, глобализация финансовых потоков.

Новым и пока не осознанным всеми явлением стала конкуренция между регионами и городами. Бывшие "братские" новосибирцы, иркутяне, омичи конкурируют с красноярцами по совокупности произведенной продукции, особо по такси социально значимой, как производство услуг в сфере образования и здравоохранения, формирующей привлекательный образ города в первую очередь для молодежи.

Но коль скоро конкуренция из области деятельности корпораций "смещается" в сферу взаимоотношений между городами и регионами, то и управление этими образованиями требует применения корпоративных принципов. Четкой оценки прибылей и издержек, возможности использования финансовых рычагов, привлечения средств и не только из традиционных источников. И если регион привлекателен с точки зрения всей совокупности факторов (отношение власти, инфраструктура и т. д.), то сюда приходят инвестиции, возникают все новые производства.

Однако кроме совокупности материальных факторов для движения региона или города вперед необходимы и "идеальные" составляющие. Речь идет о некоторых основополагающих идеях и принципах: патриотизме, ответственности перед своим городом и вере в него, расчете на свои силы. Корпоративный принцип управления и патриотическая идея - вот те два рычага, с помощью которых можно направить город на путь перспективного развития.

Касаясь разрабатываемой сейчас программы развития края, Валерий Зубов заметил, что не хотел бы высказывать какие-либо оценочные суждения по существу программы. В конце концов, программа на бумаге всегда содержит меньше того, что держали в голове разработчики. Главное - любая программа должна быть программой действий в первую очередь, в которой точность расчета показателей не столь важна. Программа не должна превращаться в набор методик расчета нормативов. Но принципиально важен механизм исполнения. Очень важно для края быть включенным в процессы, идущие на федеральном уровне. Прежде всего, это реорганизация энергетики, МПС, формирование новой пенсионной системы, изменения в системе образования. Регион не должен плестись в хвосте российских реформ. Напротив, необходимо формирование имиджа новаторства, восприимчивости к новым идеям, видам производства, новым технологиям управления. И еще нужно понимание того, что основным финансовым источником развития являются не бюджетные, а внебюджетные деньги.

Опасения, что сырьевая ориентация будет тормозить технологическое развитие в регионе, Валерий Зубов считает безосновательными. Да, 80 процентов производства у нас связано с цветной металлургией. Но почему нас должно это смущать? Ведь Арабские Эмираты не переживают, что у них много нефти. Сегодня среди самых развитых стран мира - Австралия, Канада, Норвегия, в экономике которых ведущую роль занимают добывающую отрасли. Норвегия, к примеру, второй год подряд занимает первое место в Европе по качеству жизни. А что касается высоких технологий, то разве "Полюс" или "Красцветмет" не являются высокотехнологичными производствами. То есть все опять-таки зависит от качества управления. Можно добывать и перерабатывать полезные ископаемые методами позапрошлого века, а можно внедрять в производство все самые новейшие разработки. Тем более, что в Красноярске нет недостатка в научных кадрах, учебных и научных учреждениях. Очень интересные разработки по совершенствованию технологии добычи полезных ископаемых, скажем у академии цветных металлов и золота. Что касается непосредственно краевого центра, то объективно, в городах всегда концентрируется производство услуг. Развитие в этом направлении закономерно, но никак не "пересекается" с добывающей специализацией региона в целом.

К пророчествам о кончине местного самоуправления в результате федеральных законодательных новаций Валерий Зубов относится весьма скептически. "Не терплю апокалиптических прогнозов" - говорит он. Как "по должности", так и по складу характера Валерию Зубову чужды и крайний оптимизм, и крайний пессимизм. Во всяком случае, считает Валерий Михайлович, одна проблема точно решается - кто за что отвечает. А дальше нужно просто считать ресурсы. Расширение прав и полномочий (и вместе с тем ответственности) - качество любого нормального мужчины. И тому, кто этого боится, вряд ли стоит идти в политику.

Касаясь причин затяжного бюджетного кризиса в регионе, Зубов возвращается к далекому уже 1998 году, когда краевая власть не смогла правильно оценить последствий дефолта. Последовавший за кризисом рост доходов вызвал некоторую эйфорию, хотя было очевидно, что вслед за доходами резко возрастут и расходы.

Другие причины - слабая борьба за свою налоговую базу, большой "теневой" оборот, умышленные банкротства и формальная доброжелательность по отношению к малому бизнесу без конкретного решения его проблем. Весь этот комплекс проблем в конечном итоге сводится к одной - пресловутой проблеме управления. Чтобы решить ее, на уровне краевой власти необходима кадровая стабилизация. Что же касается власти города, то пожелание Валерия Зубова - шире привлекать к процессу управления молодые кадры.

Разговоры на модную ныне тему "гражданского общества" Валерий Зубов не поддерживает. Ибо считает передачу части властных полномочий государственных органов управления общественным организациям местного самоуправления делом преждевременным и неэффективным, называя это разрыхлением власти. Переход к новой системе всегда сопровождался усилением государственной власти. Тому масса примеров. Франция времен Шарля де Голля, Германия, Сингапур, Чили. Есть и примеры из отечественной истории. Та же индустриализация 30-х годов не могла бы осуществиться без усиления государственной власти, осуществленного Иосифом Сталиным (со всеми издержками этого усиления). Разрыхление государственной власти напротив приводит к неуспешному, трудному, дорогому переходному периоду.

Да и должно пройти определенное время, прежде чем мы повзрослеем как граждане. О каком самоуправлении даже в масштабе микрорайона может идти речь, если нет "самоуправления" в подъезде, во дворе дома? Какие властные полномочия нужны, чтобы навести здесь элементарный порядок? Пресловутая "разруха в головах" не может быть отменена законодательным актом.

Подытоживая все сказанное, Валерий Зубов сформулировал свое видение стратегии развития независимо оттого, о чем идет речь - о городе или о регионе в целом.

"Принципиально важна не выбранная модель развития и не пункты программы, а настрой быть городом-лидером, регионом-лидером. Выдвигать носителей новых идей и принципов и не бояться этого. Тот, кто идет впереди, чаще спотыкается. Но все равно первым успевает к цели".